Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua  
 

Колумнисты

 

Место встречи изменить нельзя

Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.

Читать дальше


Хеллбой: 15 лет в строю

Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?

Читать дальше


Поиск собственного стиля

Свой стиль рисунка – это как почерк, ведь по нему художника узнают из десятка, сотни других. Сказать по-правде не всем удается найти свой стиль.

Читать дальше


Потрындым о Главном

Итак, спустя всего год после появления на этом ресурсе моей первой заметки пришло время обновить эту традицию, на написать ещё что-нибудь.

Читать дальше

 

Партнеры

 
 

Определение комикса, как вида искусства

 

Тема, конечно, раздавила меня своим масштабом и способностью вызвать бурю в нашем местном стакане воды. Но дело делать надо, поэтому получите и распишитесь.

Покойный Уилл Айснер, мир праху его, оставил нам универсальное определение комикса, как sequential art. Как и всякое хорошее определение, оно очень точно отражает суть явления и одновременно дает простор для интерпретаций. Начать с того, что термин просто невозможно адекватно перевести на русский язык, не потеряв все многообразие его смыслов. В свое время я взял на себя смелость перевести sequential art, как «последовательные изображения» - этот вариант наиболее соответствовал контексту. Однако, очевидно, что к слову art напрашивается и другой перевод, а именно, слово «искусство». Это сразу предает всему словосочетанию другой размах и некую монументальность. Отталкиваясь от art, мы смело можем утверждать, что Айснер говорил о комиксе не просто, как о выстроенных друг за другом картинках, а об ИСКУССТВЕ ВЫСТРАИВАНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ, т.е., практически, об искусстве рассказывать истории (где одно событие связно следует за другим) - вспоминая о первоначальном переводе art, как «изображение» - в картинках. Таким образом, мы неизбежно приходим к тому, что в давнишнем споре русскоязычных терминов, претендующих на место пресловутого «комикса», побеждает «рисованная история», как наиболее полно отражающая суть явления и точнее других соответствующая определению, данному таким всеми признанным авторитетом, как Уилл Айснер. Ибо, в «рисованной истории» мы имеем и art (рисованная), и sequential (история).

Однако это, конечно, не заставит меня отказаться от слова «комикс». Просто я к нему привык.

Для порядку надо привести и расширенное определение комикса духовного последователя Айснера, Скотта Макклауда, тоже мегафигуры в мире комиксов, по крайней мере, американских и европейских, не в курсе, что там про него думают в загадочной Японии.

КОМИКСЫ. Смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности, предназначенные для передачи информации и/или для вызывания в зрителе эстетического чувства.

Мне кажется, немного скучновато. Все верно, но не будем останавливаться на этой формулировке, а растечемся по древу дальше.

Итак, комикс (простите, рисованную историю...), как вид искусства, определяется прежде всего двумя признаками: во-первых, он должен рассказывать историю и, во-вторых, она должна быть нарисована. Думаю, что после того, как я повторил это в своем тексте десять раз, никто и не вздумает спорить по этому поводу. Спорный тезис читайте ниже.

Для меня лично комиксы - это, прежде всего, кино на бумаге. И очень мне по душе, например, в свое время пришелся тезис Макклауда о том, что в кино действие развивается во времени, а в комиксе - в пространстве (комиксной полосы). Это один из основных принципов, которые я использую, выстраивая композицию полосы.

Так вот, кино практически с самого начала своего существования не могло обходиться без звука. «Великий немой» лицедействовал под музыкальный аккомпанемент, а в сюжетах, завязанных на сложных человеческих взаимоотношениях, просто не мог избежать текстовых вставок, которые впоследствии, с развитием техники, неизбежно трансформировались в звук живой речи. Комикс, я убежден, также не может полноценно существовать без звуковой составляющей, и в ходе своего развития выработал вполне адекватные методы передачи звука на бумаге. Это, конечно же, вездесущие текстовые баллоны (вот еще термин, о котором стоит поговорить особо) и столь нелюбимые русскими комиксистами звуковые эффекты. Именно последние, на мой взгляд, при правильном применении, позволяют комиксу максимально раскрыть свои возможности, как самостоятельного вида искусства (еще одна тема для отдельной колонки!). Срочно читаем мангу и учимся у японцев (им, нехристям, правда, повезло с иероглифическим письмом, более приспособленным под эти нужды)! Поэтому, несмотря на слова Макклауда, комиксы без текстовой составляющей, по моему мнению, являются исключением из правил.

Таким образом, я считаю, что к двум основным признакам, определяющим комикс, как вид искусства, следует добавить еще один, тоже ОСНОВНОЙ: комикс характеризуется органичным сплавом изображения и текста (как графического способа передачи звука).

Sequential art и «рисованная история» уже не покрывают эту часть определения, потому что излишне конкретны, поэтому «комикс» здесь имеет свое преимущество - для меня это слово давным-давно превратилось в абстрактный термин, связанный со своим «комическим» истоком лишь полуслучайным созвучием.

Поэтому, наконец, не претендуя, но и не умаляя:

КОМИКС - это рисованная история, характеризующаяся органичным сплавом изображения и текста, как графического способа передачи звука.

Но, кроме основных признаков, у комикса существует еще куча второстепенных, в зависимости от доминирования каждого из них в каком-либо конкретном произведении его можно отнести к какому-либо конкретному подвиду или жанру комикса.

Вот в следующий раз мы и поговорим, например, чем отличается «настоящий» комикс от стрипа.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.