Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua  
 

Колумнисты

 

Место встречи изменить нельзя

Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.

Читать дальше


Хеллбой: 15 лет в строю

Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?

Читать дальше


Поиск собственного стиля

Свой стиль рисунка – это как почерк, ведь по нему художника узнают из десятка, сотни других. Сказать по-правде не всем удается найти свой стиль.

Читать дальше


Потрындым о Главном

Итак, спустя всего год после появления на этом ресурсе моей первой заметки пришло время обновить эту традицию, на написать ещё что-нибудь.

Читать дальше

 

Партнеры

 
 

Ретроспектива: интервью с Андреем Ткаленко (июнь 2004 года)

 
Андрей Ткаленко

[b]Фамилия:[/b] Ткаленко
[b]Имя:[/b] Андрей
[b]Nick:[/b] Drew
[b]Год рождения:[/b] 1973
[b]Город:[/b] Москва
[b]Страна:[/b] Россия
[b]E-mail:[/b] drew-art@yandex.ru
[b]Сайт:[/b] www.drew.ru

Андрей Ткаленко о себе

Родился в 1973 году в городе Харькове. В детстве рисовал постоянно, хотя быть художником никогда не мечтал (а мечтал стать космонавтом там, или биологом, как Джеральд Даррел). После школы стал вопрос, куда пойти учиться, а поскольку с моими выпускными оценками в космонавты точно бы не взяли, поступил в Харьковский Университет Строительства и Архитектуры (тогда ХИСИ), на архитектурный факультет, благо на вступительных экзаменах нужно было сдать только рисунок и черчение. В 96-м окончил с облегчением для всех и в том же году переехал в Москву.

Интервью

- Здравствуйте, Андрей. Спасибо за то, что вы нашли время и согласились ответить на несколько моих вопросов. Вы росли во времена советской власти, когда комиксы, кроме как в "Весёлых картинках" и "Мурзилке" было найти сложно. С чего началось ваше знакомство с комиксами?

- Как и у многих советских детей, знакомство с комиксом началось с книги Херлуфа Бидструпа. Став старше, я начал читать публицистические брошюрки о "загнивающей культуре Дикого Запада", в которых приводилась масса описаний всяческих фильмов, про комиксы тоже иногда что-то попадалось. В девятом-десятом классе школы у меня начался период увлечения мультипликацией, тогда же я начал рисовать связанные общим действием картинки. Рисовалось это в общих тетрадях в клеточку, повествование не имело какого-либо осмысленного сюжета, все строилось на череде событий. Был некий Главный Герой, который безжалостно разделывался с Бандой Лысых (чтоб рисовать было проще и понятно было, где Главный Герой, а где Враги :-)). Кровища лилась рекой! А главное, создавать это было проще, чем долго и кропотливо маяться с технологией производства мультфильма. Чуть позже, уже в институте, я рисовал комиксы про Николая Крыженко, эдакий вариант русского Рэмбо.

- Забавно. :-) Сохранились ли у вас эти тетрадки? У нас на сайте как раз есть подходящий раздел для публикации этих картинок – "Так они начинали" называется.

- Нет, к сожалению. У меня вообще очень мало работ сохранилось. Обычно я рисовал и тут же кому-нибудь дарил. О чем сейчас жалею :-).

- Помните ли вы свой первый комикс?

- Не уверен, что это был САМЫЙ первый, но тогда же, в конце школы, мне заказали отрисовать 12-ти полосный черно-белый комикс для какой-то газеты по готовому сценарию. Действие происходило во времена Древней Греции. Я даже деньги какие-то получил, но дальнейшая его судьба мне неизвестна. Тогда вообще постоянно делались какие-то работы, но выходило что-то очень редко.

- Насколько я знаю, вы сейчас работаете над проектом, который называется "Трэш Барабанов". На фестивале комиксов "КомМиссия 2004" я видел первые 4 полосы, и, признаться, мне очень понравилось. Естественно, мне самому, да и нашим читателям было бы интересно, чтобы сам автор представил нам этот комикс. О чём он будет?

- О непобедимом в своем идиотизме герое, который, несмотря на все свои недостатки, неминуемо сокрушит своих врагов и полетит навстречу свободе.

- То есть, получается, что-то типа русского варианта американских комиксов о супергероях?

- Ну, вряд ли такого болвана можно назвать супергероем :-).

- А кто олицетворяет то зло, которое должен сокрушить Трэш?

- Гнусный злодей и бездарность Плотский.

- Сценарий для комикса принадлежит вам или вы работали с кем-то в соавторстве?

- Сценарий для комикса написала Елена Воронович, а дальше мы вместе работали над сценами, раскадровкой и окончательным вариантом реплик.

- Если не секрет, каким образом вы начали с Еленой совместную работу. Кто был инициатором создания вашего творческого союза?

- Когда я пришел в РКК ("Российская комиксная корпорация". – Е.Т.), мне тут же выдали сценарий "Бабушка, марихуана и зеленый чай". Прочитав его, я увидел, что он нуждается в конкретной переработке. В сценарии не было четкой структуры, было много суеты и лишних действий, да и просто он был скучный. Однако я понял, что без посторонней помощи мне не обойтись. Лену я знал давно, и знал, что она человек пишущий. Поэтому я пришел к ней с этим недосценарием и после двух дней напряженной работы я уже мог приступить к отрисовке графики :-). После этого Елене предложили место шеф-редактора журнала "Тимыч и Димыч".

- Как распределялись ваши роли при работе над "Трэшем"? Насколько активно Елена принимала участие в графической части работы?

- Так же, как и всегда. Основную работу по сценарию проделала Елена, только, в данном случае, ей постоянно приходилось доказывать что она "не верблюд" перед сценарным отделом издательства "Нитусов". Тут вообще была жуткая история. Когда мы пришли в издательство, нам сказали, что примут любой наш сценарий. Через неделю Елена принесла синопсис сценария про девочку, Братство Червя и город-астероид (эскизы персонажей можно увидеть у меня на сайте), благо, заготовки уже какие-то были. Однако издательство заявило, что у них уже есть какой-то фантастический синопсис на рассмотрении. Нам предложили делать комикс по нему. После ознакомления с этим синопсисом, мы поняли, что это абсолютный аналог всей той бездарной и скучной "шняги", которой было завалено РКК. Ну, а поскольку у меня был тогда тяжелый период и нужны были деньги, мы решили согласиться на такой расклад, предупредив заранее, что наш будущий вариант, будет СОВЕРШЕННО отличаться от предоставленного синопсиса. Издательство согласилось. Так и получилось. Тогда же родился Трэш Барабанов, как персонаж. Работа над сценарием шла, Елена периодически ездила в издательство, чтобы выслушивать глупые и нелепые замечания сценарного редактора. И вот, когда уже сценарий был уже почти готов, эта самая сценарный редактор вдруг заявила, что, то, что получилось совершенно не похоже на первоначальный синопсис (за который были уплачены деньги и немаленькие!) и поэтому все это нужно переделать. Мы с Леной были просто в шоке. Более того, редактор без нашего ведома отдала почти готовый сценарий совершенно постороннему человеку на переработку. То, что получилось, вообще ни в какие ворота не лезло! Поскольку издательством "Нитусов" было выпито немеряное количество нашей крови, мы решили забить на это дело, получить свои деньги, "перекреститься" и свалить за горизонт, чтобы никогда больше не иметь дела с издательством "Нитусов". Однако в последний момент, месяца через два, Нитусов вдруг сказал, что ему нравится тот, "наш" сценарий и работу по графике можно начинать… В общем, за эти несколько месяцев нас так "измочалили", что ни о каком желании работать уже и речи не было. А переменчивость настроения издателя только лишь усиливает неуверенность в завтрашнем дне.

Что касается графической части, то тут Елена выступает в роли самого строгого критика :-). Зато, если уж она говорит "хорошо", то это действительно хорошо. Она, как искусствовед, знает в этом толк :-).

- На какой стадии сейчас находится работа на "Трэшем"? Как скоро и в каком формате (альбом, серия журналов) мы можем ожидать выхода комикса в печать?

- Сценарий написан, отрисована где-то половина графики и какая-то часть покрашена. Но тут вот в чем заковыка: еще в самом начале работы над комиксом мы по неопытности и легкомыслию подписали договор, который лишает нас вообще всяких прав на произведение. А ввиду того, что Нитусов собирается перепродавать издательство (и вообще неизвестно что будет), очень не хочется делать большую работу и тратить время в никуда. Если нам удастся договориться с издателем, то книжка выйдет. Ну а пока судьба Трэша Барабанова туманна.

- Продажа издательства никак не повлияет на юридическую силу договора? Возможен ли вариант, когда вы сможете вернуть себе все права на "Трэша", а договор потеряет силу?

- Если б я знал… Но я не знаю.

- Ранее вы работали над проектом "Димыч и Тимыч". Что из себя представляют эти ребята (в смысле, персонажи)?

- Они "нормальные парни", хорошие и простые. Очень разные. И им, как и любым подросткам, все время хочется чего-то эдакого, отчего они и попадают во всякие ситуации.

- Какую роль вы выполняли при создании этой серии? Вы были только художником или сценарии тоже ваши?

- Сценарий и основные реплики, как и в "Трэше", писала Елена, и дальнейший процесс работы был таким же как и в "Трэше".

- Кому принадлежат права на комикс-серию "Димыч и Тимыч"? Не планируете ли вы вернуться к этому комиксу?

- Право на имена принадлежит компании-инвестору РКК, но продолжение будет, уже готовы две новых серии с общим названием сериала "Ден БАНЗАЙ и ЗАЙЦЕВ".

- В каком формате будут выходить эти серии? Это будет регулярный журнал?

- Предполагается, что это будет ежемесячный журнал, но истории про Банзая и Зайцева будут печататься раз в два месяца.

- Кто будет издавать новые приключения Банзая и Зайцева (бывших Димыча и Тимыча)?

- Пока это коммерческая тайна-тайна. Ждите новостей осенью-осенью.

- На прошлогоднем фестивале "КомМиссия 2003" вы представляли на суд зрителей работу "Диагноз: меланхолия". Какова судьба этого комикса?

- Висит у меня на сайте, кроме того, журнал "Стрипбургер" взялся его напечатать, но с тех пор как взялся, от него никаких вестей. А я вообще его рисовал "ни для кого". Я подумал, что вот, фестиваль, можно нарисовать что-то "не попсовое", то, что точно ни один издатель не закажет. А идея была давно, еще во времена существования РКК.

- Что представляла собой РКК?

- О, это было странное место… Этой конторой выпускалось несколько наименований журналов, но большая часть тиража просто складировалась. Никто не был озабочен распространением. По всей видимости, изначально ставка делалась не на прибыль с выпускаемого продукта, а на последующую финансовую махинацию с перепродажей предприятия. Гораздо подробней об РКК может рассказать Макс Цыплаков, работавший там главным художником. И его слова, я думаю, будут самые нелицеприятные :-).

- Раз уж была затронута тема "КомМиссии", то спрошу следующее. На мой взгляд, в данный момент, для продвижения комикса, как жанра, просто необходимо рисовать и представлять на фестивале, так называемый "мэйнстрим". На фестивале формата 2004 года подобных работ было не много (тем больше радует ваш "Трэш"). Как вы думаете, с чем связано подобное положение вещей?

- Да, меня тоже огорчает малое количество коммерчески перспективных работ. Я думаю, связано это в первую очередь с отсутствием все тех же пресловутых РЫНКА и ИНДУСТРИИ. Очень мало художников (сценаристов) относятся к комиксам как к ПРОДУКЦИИ. Все же комиксы (как и иллюстрации или дизайн) – это, большей частью, ремесло. А пока что большинство авторов озабоченны "самовыражением" и "высокими идеями", желанием "что-то сказать миру". Я не против самовыражения, но для российского "комиксостроения" это тупиковый путь.

- Устраивает ли вас формат проведения последней "КомМиссии"?

- Не устраивает многое (сейчас это больше напоминает выставку детского творчества), но в целом она свою задачу выполняет: фестиваль подводит итог года и позволяет составить общую картину положения вещей.

- Есть ли у вас какие-то фирменные приёмы, которые вы применяете в процессе создания комикса?

- Могу рассказать вкратце, как выглядит сам процесс работы, а какие уж тут "фирменные приемы" решайте вы.
Все начинается еще на стадии переработки сценария в комикс. Как правило, "нерисующие" сценаристы мыслят "по киношному" и часто допускают "общие" места и массу ненужных, пространных диалогов, которые в фильме смотрелись бы к месту, но в комиксе непозволительны. Я добиваюсь того, чтобы сюжетная структура была очень жесткой. Мы не можем себе позволить себе одни диалоги и никакого действия на три-четыре полосы. Это скучно (если только текст не претендует на Высокий Литературный Стиль, а целевая аудитория – те, кому за тридцать.) И еще – внимание к деталям. Нельзя допускать "проходных" сцен, в каждой должна быть какая-то изюмина. Например, в том же "Трэше", когда главный герой впервые появляется, пробуждаясь после "веселой" ночки, первое что он видит – это чья-то задница :-)
Собственно, все это проделывается во время создания раскадровки, именно тогда у меня складывается представление о "драматургии" комикса, а также представление, как будут выглядеть полосы. Тогда же идет окончательная редактура реплик, что-то выбрасывается, что-то добавляется. У меня в воображении появляется представление, какую именно сцену здесь нужно отобразить, а также КАК это сделать. Мне не нравится четкое разбиение полосы на однообразные квадратики (хотя такой подход дает возможность работать с композицией внутри самого кадра), не нравится французская школа, я люблю драйв и свободу :-)

Я рисую на листах формата А3, с рабочим полем чуть больше А4. Потом, при уменьшении, графика выглядит лучше, да и мне удобнее прорисовывать детали в большем формате, хотя я знаю, что многие художники рисуют прямо на листах А4.

- Чем вы руководствуетесь при создании раскадровки? Это какое-то внутреннее чувство, которое словами не опишешь или, всё-таки, есть определённый алгоритм или набор правил?

- Это скорее внутреннее чувство, чем алгоритм.

- То есть, получается, что это не всем дано?

- Получается :-).

- Как вы считаете, вам известен способ заставить читателя не отрываться от ваших комиксов?

- Я думаю, у каждого художника, рисующего комиксы профессионально (я имею в виду много :-)), вырабатывается внутреннее ощущение ритма действия. Нужно четко выдерживать этот ритм, не допуская "провалов" или "скачков". Плюс, как я уже говорил выше, внимание к деталям. Каждая сцена должна заинтересовывать и завлекать.

- Можете ли вы описать своё рабочее место? И, думаю, многим будет интересно узнать, как организована ваша работа над комиксом.

- Рабочее место самое обыкновенное: с одной стороны стол "для рисования", с другой – стол (чуть побольше), на котором стоят компьютер и сканер формата А3. Да, и стереосистема :-).

- Позвольте полюбопытствовать какая? :-) Заодно, сразу спрошу, какие диски попадают в недра этой стереосистемы?

- "Сонька" с загрузкой 5 CD. И, как правило, загружаются все пять :-). А музыку слушаю самую разную, в зависимости от настроения. И "Morbid Angel", и "R’aison D’etre". Когда рисовал "Меланхолию", дабы войти в нужное состояние, слушал "Ah-Kama Sotz", это такой нойз-дарквейв.

- Как вы предпочитаете отдыхать?

- В глуши, одиноко, никем не кусаем.

- Часто ли это удаётся?

- К сожалению, нет. Пара недель весной и осенью.

- Кто ваш любимый литературный автор?

- Затрудняюсь сказать, читаю сейчас, что под руку подвернется. В свое время увлекался фантастикой (читал ее запоем), потом фэнтези (сейчас терпеть не могу), перечитал всего Кинга (и продолжаю покупать, если выходит что-то свежее). Умеет, гад, зацепить внимание, хотя и простоват. Вот недавно был в полном восторге от "Маятника Фуко" Умберто Эко.

- Комиксы какого жанра вы любите больше? Кто ваш любимый автор комиксов?

- Люблю комиксы, хорошо сделанные.
Любимые авторы: Jemie Hewlett, Jordi Bernet, Simon Bisley, Mike Mignola.

- Есть ли у вас нелюбимые комиксы или авторы?

- Я бы так не сказал. Просто некоторые произведения вызывают живой интерес и желание что-то почерпнуть и взять на вооружение, а некоторые оставляют равнодушным.

- А из Российских или Украинских авторов вы моли бы кого-то отметить?

- Ну, наверное, Костю Комардина (я буду говорить о жанре "коммерческого" комикса, как наиболее мне близкого), Пронина, "Гофман" Липатова мне понравился. Снегирёв, Акишин (я, еще учась в институте, пытался ему подражать :-)).

- На тематических форумах, я не раз слышал такое мнение, что термин "комикс" нужно заменить, так как это слово ассоциируется у многих либо с чем-то нехорошим и низким (результат многолетней советской пропаганды), либо люди считают, что комиксы – это такие смешные карикатуры. Как вы считаете, измениться ли что-то, если ввести новый термин и, вообще, стоит ли овчинка выделки?

- Если ввести новый термин ситуация только ухудшится, люди вообще перестанут что-либо понимать. Да и потом, все мало-мальски адекватные синонимы звучат на порядок хуже, чем старое доброе слово "комикс". Растет новое поколение, которое слово "комикс" воспринимает уже более адекватно.

- Как вы относитесь к самиздату?

- А он у нас возможен?

- Совсем недавно московские художники-комиксисты Алим Велитов и Хихус выпустили самиздатом сборники своих комиксов. Значит, всё-таки, возможен. Вы не задумывались о таком способе доставки своих комиксов читателям?

- Мне не подходит такой способ доставки своих комиксов читателям. Мне хотелось бы работать для так называемого "массового читателя", а это предполагает большой тираж и широкое распространение, чего в данном случае нет.

- Есть ли у вас собственные соображения по поводу развития жанра комикса на постсоветском пространстве? Может сделаете прогноз? :-)

- В принципе, кое-какие подвижки в лучшую сторону есть, все больше издателей начинает интересоваться этим видом печатной продукции. В этом смысле нашему поколению художников повезло больше, чем поколению конца 80х-начала 90-х. Да и поколение читателей сменилось: дети и подростки воспринимают сегодня комиксы вполне адекватно (без тупого снобизма, присущим "страшим товарищам"). Однако, комиксы – атрибут "сытого" общества, а нам до этого общества еще расти и расти.

Интервью брал Евгений Тимашёв.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.