Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua  
 

Вход в систему

 
 

Колумнисты

 

Место встречи изменить нельзя

Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.

Читать дальше


Почему меня нужно хвалить и нельзя ругать

На мысль написать эту колонку меня натолкнула реплика одного анонимного комментатора (все-таки и от них бывает польза), пребывающего в иллюзии о том, что комиксиста, рисующего стрипы для сайта comics.com.ua можно сравнить с водопроводчиком.

Читать дальше


Хеллбой: 15 лет в строю

Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?

Читать дальше


Поиск собственного стиля

Свой стиль рисунка – это как почерк, ведь по нему художника узнают из десятка, сотни других. Сказать по-правде не всем удается найти свой стиль.

Читать дальше


Потрындым о Главном

Итак, спустя всего год после появления на этом ресурсе моей первой заметки пришло время обновить эту традицию, на написать ещё что-нибудь.

Читать дальше

 

Партнеры

 
 

Ретроспектива: интервью с Алексеем Липатовым (май 2004 года)

 
Алексей Липатов [b]Фамилия:[/b] Липатов
[b]Имя:[/b] Алексей
[b]Nick:[/b] Гофман
[b]Год рождения:[/b] 1973
[b]Город:[/b] Днепропетровск
[b]Страна:[/b] Украина
[b]E-mail:[/b] alex@borisov.dp.ua

- Здравствуйте, Алексей. Давайте начнём это интервью с того, что вы скажите пару слов о себе. Кто вы, где и когда вы родились, где живёте?

- Коротко: мне тридцать лет, всю жизнь живу в родном Днепропетровске. По образованию архитектор, но по специальности не работал, потому что окончил институт в середине 90-х, когда почти никто ничего не строил, и работы для молодых архитекторов не было. Поэтому пошел я в дизайнеры, очень многие дизайнеры у нас с архитектурным образованием. По этой специальности до сих пор и работаю, хотя понемногу из дизайнера превращаюсь в художника. Надеюсь, вскоре превращусь окончательно. Это будет правильно.

- Очень интересно узнать, как вы учились рисованию в детстве. Занимались ли вы в каком-либо кружке или практиковались дома? Что вы любили рисовать в детстве?

- Нехорошо у меня вышло с художественным образованием. Пока меня учили рисовать, сперва в художественной школе, потом на архитектурном факультете – мне это было неинтересно (не рисовать неинтересно, а учиться). Вот какой я был дурак. А вот когда курс обучения закончился, я вдруг понял, что мне нужно учиться рисовать – а возможность уже упущена. Пришлось дальше разбираться самому, с помощью литературы.

- Как назывался ваш первый комикс? О чём он был?

- А это, смотря что, имеет право называться комиксом. Ну, самый первый я нарисовал в школе в младших классах в тетрадке в клеточку, после того, как кто-то из одноклассников приволок в школу "Пиф", и все его толпой разглядывали (сильно подозреваю, что большинство отечественных комиксистов первый комикс нарисовали в тетради в клеточку, увидевши "Пиф"). Название вылетело из головы – вроде бы, никак он не назывался. Что-то про инопланетных захватчиков, которые прилетели на летающих тарелочках. Выглядели как люди в скафандрах и с бластерами. Потом прилетели еще одни инопланетные захватчики, тоже на летающих тарелочках, выглядели как шары со щупальцами и тоже с бластерами. Одни и другие захватчики стали воевать друг с другом и "взаимоистребились". Земля спасена, ура!

А первый "настоящий" комикс (в смысле, тушью и на ватмане) я начал рисовать после того, как увидел "Торгала" и мне сорвало крышу. Это была космическая опера, называлась, эээ… "Ледяной меч" она называлась. Выложить ее, что ли, в раздел "Так они начинали"? (Было бы здорово – Е.Т.) Как видите, чтобы я начал что-то рисовать, мне нужно увидеть что-то чужое и вдохновиться (или обзавидоваться). Когда я уже немножко поднабил руку, у меня один комикс даже купили. Про Конана, по рассказу Говарда "Ползучая тень". И знаете, сколько заплатили? По доллару за страницу, а страниц было 26. Причем и я, и покупатель искренне думали, что это достойная цена… Было мне тогда лет 19, наверное.

- Хорошо, почему вы начали рисовать понятно. Но почему, именно комиксы, ведь это, что ни говори, был довольно экзотический жанр изобразительного искусства?

- Я довольно поздно понял, почему именно комиксы. Комикс – это такая штука, которая позволяет мне брать своих персонажей и создавать им какие-то взаимоотношения, заставлять их драться, сталкивать их друг с другом. Я люблю рисовать именно персонажей, а не просто "чувачков" с эффектной внешностью – то есть у них должна быть история какая-то, характер. Понимаете, это игра такая, как оловянными солдатиками. Я играю своими героями.

- Если грубо разделять героев истории на хороших и плохих, то какие вам больше импонируют?

- Ну, симпатизирую я хорошим. Но часто бывает, что рисовать приятнее плохих. Удачный злодей – это очень полезно, да и придумать интересного злодея проще, чем героя. Но я не хочу, чтобы со мной произошла стандартная история – когда элодеи оказываются самыми удачными персонажами. Едва ли Джордж Лукас предполагал, что Империя окажется привлекательнее повстанцев, а она оказалась – судя по "звездновойновскому" фэндому ("фэндом" - сообщество фанов чего-либо, в данном случае "Звёздных войн" - Е.Т.). Не знаю, как Лукас к этому относится, а вот я точно буду сильно недоволен, если что-то похожее выйдет у меня. Это значит, между прочим, что я не смог свое отношение передать зрителю.

- Зачастую, у авторов (неважно чего, романов, комиксов, …) любимым героем произведения является не главный, а второстепенный герой. Есть ли любимчики у вас, в ваших комиксах?

- Я так думаю, что второстепенные герои получаются выразительнее потому, что они, как правило, проще. У них выделены какие-то две-три черты, и выделены ярко. А главным героям положено быть вроде как "более реалистичными". Я, все-таки, больше люблю главных героев, я же их сам в главные герои выбирал. :) Зритель сможет потом кого-то другого выбрать в любимчики.

- Всегда интересно узнавать, как люди становятся настоящими профессионалами в какой-либо области. Расскажите, пожалуйста, как вам удалось достичь столь высокого уровня рисования комиксов?

- Ну, я достал свой мобильный телефон, позвонил на борт "Навуходоносора" и сказал: "Танк, загрузи мне программу рисования комиксов". Как удалось достичь… рисовал, рисовал, да и достиг… Другого способа пока не придумано.

- :-) Но, ведь, знаете, человеку всегда хочется верить, что существуют лёгкие пути, поэтому мы очень часто спрашиваем "как удалось добиться того-то", хотя ответ, на самом деле очевиден. К слову, судя по вашей шутке, вы являетесь поклонником кинотрилогии "Матрица". Что вас в ней привлекает?

- Примерно то же самое, что в ней нравится самим авторам. Там очень сильный образ – сама Матрица. Можно предъявлять претензии к фильму за нелогичность или нежизненность, но образ Матрицы уже вошел в культуру. Это - во-первых, а во-вторых – ребята там очень крутые. Люблю.

- Как бы вы определили стилистику своего рисунка?

- Это, смотря какого рисунка. Скажем, "Сталин против Гитлера" – это чистейший постмодернистский прикол, я развлекался с "героическим реализмом" тоталитарной эпохи. Со всеми этими германскими и советскими сверхчеловеками. Примерно то, что называется "соц-арт" или "политпанк". Здесь есть один забавный момент – я считаю, что тоталитарный "героический реализм" и классический фэнтези-арт в стиле Фразетты или Вальехо – это явления одного порядка. Только социальный заказ разный, а эмоциональная начинка одна.

А "Гофман" – плод от прививки манги к моему обычному фэнтезийному стилю. Надеюсь, вышло не слишком эклектично. Такая себе украинская "вроде-как-манга". Недавно встретил в журнале "К9" термин "евроманга". Ну, так это она и есть. Кстати, выбрав слегка мангашный стиль, я себе жизнь не облегчил. Эта манера изображения лиц создает кучу проблем. Например, при изображении лица в сложных ракурсах.

- К слову, вопрос о манге. Есть две точки зрения на то, что такое манга. Одни считают, что манга – это комиксы, выполненные в особой, характерной стилистике (зачастую, японский стиль рисунка называют "глаза по 5 копеек"). Другое мнение, что манга – это комиксы, нарисованные исключительно японцами, следовательно, мангу за пределами Японии рисовать не могут. Что вы думаете по этому поводу?

- Я думаю, второе. А что не японцами сделано – то стилизация под мангу или комикс с элементами стиля манга. Потому что саму стилистику точно определить нельзя. Не все, что имеет глаза по 5 копеек, нарисовано японцами и не все, что нарисовано японцами, имеет глаза по 5 копеек. А я люблю точные определения.

- Над чем вы работает сейчас? Порадуете ли вы нас чем-нибудь новеньким или мы увидим продолжение проектов прошлых лет?

- Я сейчас медленно, но неуклонно рисую "Гофмана". У нас с Ольгой сюжет придуман надолго вперед. Еще есть один проект, про который ничего сказать не могу, ибо коммерческая тайна (не моя), но должно быть круто. Еще у меня есть старая любимая идея – отрисовать былины про Илью Муромца в несвойственных стилях – в стиле моего любимого Фразетты, в стиле "Безумного Макса", в стиле Серджио Леоне…

- А комиксы по былинам вы себе представляете с классическим, привычным сюжетом или мы вправе рассчитывать на что-то похожее на "Сталина против Гитлера"?

- Сюжет должен быть классическим, тут смысл в контрасте между антуражем и сюжетом. Кстати, эти классические сюжеты весьма лихими бывают.

- Существует ли у вас какая-то определённая технология создания комикса?

- Не так просто ответить, потому что никаких выраженных этапов (Юрский период, Каменноугольный период…) нет. Сперва появляется идея, потом начинаю делать концептуальные рисунки персонажей, а уже после этого – сценарий. Потом раскадровку, хотя ни разу еще не рисовал комикс, который в законченном виде бы ей соответствовал. Кстати, завалялись у меня несколько неиспользованных идей, могу поделиться, сам я их не буду реализовывать, скорее всего.

- Лично для вас, какой из этапов создания комиксов сложней всего, какой легче? На что, вы тратите большую часть времени, а что делаете быстро?

- Самая долгая и трудная стадия работы – это разработка персонажей. Именно внешность, особенно лица. Плюс еще нужно какое-то время до начала рисования комикса персонажа просто порисовать, чтобы руку на него поставить. Потому что у меня некоторые проблемы с единообразием персонажа в разных кадрах.

Тушью работаю довольно быстро. А вот на карандаш уйма времени уходит, много раз переделываю. А сценарий – это такая штука, которая варится себе в голове, пока я занимаюсь чем-то другим, не требующим интеллектуального напряжения. Например, лежу и пытаюсь заснуть. В результате заснуть не могу. :)

- При создании комикса "Гофман", вы работали не один. Сценарий для этой работы был написан Ольгой Чигиринской. Расскажите, пожалуйста, как образовался ваш дружный тандем?

- Да я с Ольгой давно дружу. Мы не кооперировались специально для комикса. А "Гофман" появился вот как. Я, когда учился рисовать в стиле манга (ха, до сих пор толком не научился), нарисовал такого грустного юношу в кожаном плаще и с сигаретой, стоящего на фоне руин. Придумал ему немецкую фамилию и профессию посткатастрофического сталкера. Ольге герой понравился. Он мне самому понравился, так что я бы про него сам начал сценарий писать, если бы Ольга не заинтересовалась. Я ее даже ни о чем не просил, Ольга сама захотела, потом поставила меня перед фактом – сценарий уже пишется. А она – профессиональная писательница и журналистка, я так не умею. Вот только длинно пишет, я кое-что потом выбрасываю.

- Тяжело ли было работать в паре с Ольгой? Какие возникали трудности, и в чём были положительные моменты совместной работы?

- У нас с Ольгой полное творческое взаимопонимание. То есть, если мне что-то в сценарии не нравится – она не возражает, когда я это меняю. Драки, например, я переделываю по-своему. "Гофман" - это не тот случай, когда сценарист принес готовый скрипт и нужно рисовать слово в слово (тамбовский конвой шутить не любит, шаг в сторону – побег, прыжок на месте – провокация). Довольно много моментов в "Гофмане" мы придумали вместе.

А главная проблема при работе по чужому сценарию – это чужие персонажи. Своих героев я конструирую под свой стиль и под свои вкусы. А когда герой чужой, приходится делать душевное усилие, чтобы он стал "своим", чтобы я его почувствовал. Иначе - нарисовать-то я его нарисую, конечно, но рисовать будет сложнее и выразительности не будет. Вот почему я фанарта почти не рисую, кстати.

- После работы с Ольгой вы смело можете сравнивать процесс создания комикса в одиночку и в команде со сценаристом. Теперь, оглядываясь назад, можете ли вы сказать, как вам работать удобнее?

- Удобнее-то одному. Но нам же не нужно, чтобы было удобно, нам нужно, чтобы конечный результат был хорошим. А на результат Ольгино участие положительно влияет.

- Когда вы создаёте макет будущей страницы комикса и вам нужно разбить её на кадры, действуете ли вы исключительно интуитивно или, всё-таки, есть какие-то определённые правила или законы размещения кадров на полосе?

- Честно сказать, нет никаких правил. У меня ведь раскадровки в основном простые. Все мои попытки делать кадры неправильной формы – кривые там, косые – ни к чему хорошему не приводят. А все почему? Потому, что я не могу себе позволить свободную композицию страницы, в стиле картины "Очень одинокий петух". Сразу объем комикса начинает расползаться. А я не японский мангака и не Миллер, чтобы лепить один кадр на страницу. Я стремлюсь заполнить информацией все наличествующее пространство.

Знаете, я нежно люблю самую простую раскадровку – просто предельно простую, когда страница порезана на одинаковые прямоугольники, 3х3, скажем. Я ее так люблю, что стараюсь не использовать часто. Берегу.

- Есть такая пословица "Не умеешь, не берись". Очень часто можно встретить ситуацию, что человек рисовать толком не умеет, но очень хочет создавать комиксы. Как вы считаете, нужно ли ему сначала подучиться, или можно сразу пытаться делать готовую работу?

- Вот если бы я стал ждать, пока изучу основы художественного дела, я бы до сих пор ждал и не рисовал, потому что я до сих пор их не изучил. Впрочем, никто ведь не удержится – если человеку хочется рисовать, вот руки у него чешутся, то он возьмет карандаш и будет рисовать, умеет он, не умеет… То есть я не хочу сказать, что изучать основы художественного дела не надо. У меня вот куча сложностей из-за недостаточного художественного образования.

- А вот иногда бывают такие ситуации: человек проникнулся идеей создать классный комикс. И вот он начинает писать сценарий, рисовать персонажей, концепты. Потом он в сотый раз всё переделывает, а комикса всё нет, потому что сразу хочется сделать хорошо. Стоит ли с этим бороться или такой подход тоже может быть оправдан?

- Есть у меня подозрение, что такой человек просто подсознательно стремится оттянуть момент начала работы. Боится ее, скажем. Или ленится. Но подсознательно.

- Расскажите, пожалуйста, немного о своих увлечениях. Какую музыку вы слушаете, что читаете?

- Без системы читаю и слушаю тоже. Поэтому трудно сказать, какой я жанр предпочитаю, проще любимых авторов перечислить. Любимый писатель – Г.К. Честертон, страницами можно цитировать. Один из тех христианских апологетов, благодаря которым я в Бога уверовал, да и не я один, насколько мне известно. Фантастики много читаю, зарубежной в основном. Фанат Л.М. Буджолд и Форкосиганов. Стивена Кинга перечитал все, переведенное на русский. Раньше любил фэнтези, но теперь в этом жанре разочаровался, кроме разве что старого доброго Толкина. Профессор по-прежнему рулит, как и фильм Питера Джексона. А вообще жанр фэнтези удручающе приземлен и бескрыл, когда я это понял, перестал ее читать.

Любимая группа – Blind Guardian, что напрямую связано с любовью в Толкину, конечно. И вообще "power metal" с удовольствием слушаю. Во время работы, чтоб веселее было. Вообще я музыку в основном во время работы слушаю, поэтому не могу слушать ничего на русском языке. Отвлекает.

- А как насчёт пивка за работой?

- Вот уж чего-чего, а пивка мне во внерабочее время хватает. :) Еще на бумагу налью, чего доброго…

- Если бы у вас в руках была волшебная палочка, исполняющая всего одно желание, что бы вы загадали?

- Вот такие вопросы меня всегда ставили в тупик. Потому что когда я начинаю думать о том, чтобы пожелать чего-то для всего человечества, я сталкиваюсь с проблемой Саваофа Бааловича Одина – помните такого у Стругацких? Он мог все, но при условии, что не причинит вреда никому во Вселенной, то есть не мог ничего, так? Вообще вся эта помощь человечеству скопом – очень сомнительное дело. Вот, а если я начинаю думать о том, чтобы пожелать чего-то лично для себя – оказывается, что, либо для исполнения этого желания не нужно никакой волшебной палочки, а достаточно собственных сил, либо само это желание – просто бесплодное фантазирование, мечтание о чем-то невыполнимом, то есть тоже дело сомнительное. Может показаться, что это приземленная и бескрылая точка зрения, но это не так. Все зависит от того, что понимать под выполнимыми желаниями. Так что остается еще вариант – пожелать чего-то и не для себя, и не для всех, а для кого-то одного. Ну, подарок другу сделать, к примеру…

- Что бы вы посоветовали начинающим художникам-комиксистам?

- Да им, бедным, все одно и то же советуют… Но один совет я дам. Пожалуйста, ДОРИСОВЫВАЙТЕ свои комиксы! Или не беритесь за комикс, который не дорисуете. Это один из признаков профессионализма.

- Классный совет, кстати говоря. Все, в основном, советуют рисовать, рисовать и рисовать. Следующий вопрос такой. У каждого человека в его профессиональной деятельности непременно есть свой учитель, очень сильно повлиявший на него, а порой и коренным образом изменивший жизнь. Этим людям стараются подражать во всём. Кто является вашим учителем?

- Не совсем художник комиксов, хотя комиксы он рисовал. Фрэнк Фразетта. Классика. У меня просто крышу сорвало, когда я его работы увидел и в придачу посмотрел "Огонь и лед". Исключительно выразительно и энергично, при этом в добротной классической манере. Кстати, художник почти без специального образования. Очень долго я ему подражал, это заметно, если посмотреть мои рисунки. Но это не плагиат! Это жанр такой: "подражание Фразетте". Просто интересно, смогу или нет? Вон, Саймон Бисли подражает и не стесняется, хотя сам Фразетта его сильно ругал.

- Я довольно часто захожу на официальный сайт комикс-фестиваля "КомМиссия" и читаю комментарии людей к конкурсным работам. С удивлением для себя обнаружил, что существует категория людей, которым надоели, либо вообще не нравятся комиксы, выполненные в мультипликационном стиле. Лично я придерживаюсь другой точки зрения, и люблю комиксы разные. А какие комиксы по душе вам? И почему?

- Я на любой комикс смотрю с двойной точки зрения – во-первых, нравится ли мне, во-вторых, могу ли я из него что-то полезное почерпнуть. Так сказать, для души и для выгоды. Скажем, "Астерикс" или комиксы Алима Велитова – это для души: очень нравится, но пользы никакой – слишком отличается от того, что я делаю. А вот Мёбиус, к примеру, противоположный случай: я его не люблю, а вот поучиться у него еще как стоит. (Да, вот я и сказал эту крамольную вещь – я не люблю комиксы Мёбиуса. Он вызывает негативные эмоции). А чтобы и то, и то – ну, скажем, Миньола или Росинский.

Мультипликационные комиксы проходят у меня по первой категории. Это значит, что я предпочитаю все-таки реалистические – не потому, что мультяшные мне не нравятся, а потому, что у меня есть еще дополнительный довод в пользу реалистических.

- В завершение разговора, я бы попросил вас в двух словах обрисовать ваше видение комиксной утопии. Как, на ваш взгляд, мог бы выглядеть мир под названием "Комикслэнд"?

- Утопия для кого? Для персонажей комиксов? Передерутся они там все, и будет не утопия, а Валгалла. Для павших воинов. Причем сами будут довольны, и читатели всего этого тоже будут довольны. Алексей Липатов с призами фестиваля "КомМиссия"Утопия для художников? А это Япония какая-нибудь или Франция.

- Большое спасибо вам, Алексей, за эту интересную беседу.

Интервью брал Евгений Тимашёв.

P.S. На закончившемся недавно третьем фестивале комиксов "КомМиссиия 2004" Алексей Липатов получил приз от журнала "Anime Magazine" за комикс "Гофман". Также он был отмечен премией интернет-сайта "Комиксолёт" за самый популярный комикс "Сталин против Гитлера".

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.