Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua  
 

Колумнисты

 

Место встречи изменить нельзя

Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.

Читать дальше


Хеллбой: 15 лет в строю

Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?

Читать дальше


Поиск собственного стиля

Свой стиль рисунка – это как почерк, ведь по нему художника узнают из десятка, сотни других. Сказать по-правде не всем удается найти свой стиль.

Читать дальше


Потрындым о Главном

Итак, спустя всего год после появления на этом ресурсе моей первой заметки пришло время обновить эту традицию, на написать ещё что-нибудь.

Читать дальше

 

Партнеры

 
 

Ретроспектива: интервью с Игорем Колгарёвым (январь 2003 года)

 
Художник-комиксист Игорь Коглгарёв [b]Фамилия:[/b] Колгарёв
[b]Имя:[/b] Игорь
[b]Год рождения:[/b] 1965
[b]Город:[/b] Москва
[b]Страна:[/b] Россия
[b]Личный сайт:[/b] "АМИНЬ-комиксы" (English version)
E-mail: e-mail-kolgar@mail.ru

- Здравствуйте, Игорь. Для начала представьтесь, пожалуйста. Где и когда вы родились?

-- Игорь Колгарёв. Русский, женат, не привлекался, не состоял. Родился в 1965 году в городе Дзержинске, Горьковской области. Жил в Североморске, а затем под Москвой и в Москве.

- Где вы учились после окончания школы?

-- Весь 8-й класс я ходил учиться рисованию к одному учителю. Он меня мучил всячески, заставляя рисовать какие-то горшочки, детали карниза и т.д. И после 8 класса я попытался поступить в художественное училище в городе Горьком. Не прошел, пошел поступать тогда в театральное, на бутафорское отделение. Завалил живопись, поэтому вернулся домой, в Подмосковье, где и окончил 9 и 10 классы. После школы я поехал в Москву, снимал квартиру, поступил в Московский полиграфический техникум им. Ивана Федорова. Меня тянуло всегда в эту сферу, в издательство, думал, это как-то будет связано с творчеством, с рисованием. Немного ошибся, но зато имею средне-техническое образование, как-никак диплом, некоторые знания очень пригодились потом, особенно когда наступила безработица и пришлось искать работу.

- Как и когда вы пришли в мир комиксов? Я имею ввиду, почему вы решили заняться этим?

-- Комиксы я начал рисовать еще в глубоком детстве. Тогда в журнале «Веселые картинки» иногда печатались комиксы, очень хорошо нарисованные, цветные, с продолжением. Помню комикс про каких-то мальчиков, они куда-то ехали на крыше поезда, затем летели на воздушном шаре, бегали от английских констеблей. Еще помню комикс про девочку-вьетнамку. Там речь шла о высадке американской диверсионной группы, которая шла по лесу, потом как-то между собой перессорилась, передралась, и их потом поймали вьетнамские партизаны. Помню, я много рисовал продолжение этой истории. Также, безусловно, для меня был образцом датский художник Херлуф Битструп, поскольку я был счастливым обладателем его трех альбомов. Мои друзья специально приходили ко мне в гости, чтобы посмотреть его комиксы, и вообще эти альбомы были таким развлечением для гостей. Приходят гости, им сразу - раз эти альбомы, и им весело, и нам.

Также комиксы печатались и в «Мурзилке». Но там больше были рисунки с пояснительными текстами, хотя я многое брал и от них. Рисовал целыми общими тетрадями, шариковой ручкой, а затем показывал одноклассникам и друзьям-знакомым. Ну и комментировал по ходу дела. Тогда я не видел профессиональных зарубежных комиксов, я просто рисовал, как мне казалось, сюжеты, фильмы, которые тогда выходили: «Чингачгук», «Фантомас», «Чарли Чаплин», «Адъютант его превосходительства» и т.д. Какое-то время мне даже казалось, что я изобрел новое искусство, новый вид литературы. Сидел и рисовал, мечтая потом издавать свои книги, где бы вместо текста были бы рисунки с текстом. Много открытий я сделал в этом жанре, как мне казалось, всегда радовался, что открыл что-то новое, применил новую какую-то технику, новый прием. Потом я испытал некоторое разочарование, когда увидел настоящий американский комикс. Был своего рода шок, тут же родились подозрения, что они обводят фотографии, пользуются какой-то специальной техникой и прочее. Но действительность показала, что они действительно рисовали...

Почему начал рисовать комиксы? Или, точнее, - почему продолжал их рисовать? Конечно же, чтобы сказать что-то другим, развлечь друзей, просто творить, а придумывать разные истории доставляло огромное удовольствие. В то время фильмов было мало, снимать их было не под силу обычному школьнику, которому хотелось создавать новые и новые сюжеты, поэтому отчасти я рисовал комиксы, чтобы заменить фильмы, чтобы изобразить те картины, которые бы я сам хотел бы увидеть. И когда я показывал их друзьям, когда они их смотрели, просили продолжения - это было все, это был самый большой пик удовольствия как творческой личности. Я создавал в месяц по 2-3 комикса, иногда, особенно в летние каникулы, комиксов создавалось больше, чем за весь год. Причем, комиксы были толстые, общие тетради, иногда даже с продолжением, раскрашенные цветными карандашами, на двух сторонах листов, все как положено. Потом я проводил среди своих комиксов рейтинги, раздавал призы, персонажам давал призы за лучшую мужскую роль, лучшую женскую, за лучший сюжет, лучший текст и т.д. Опрашивал друзей, моих зрителей, какой комикс им больше всего нравится, какой меньше, почему. Очень все это было интересно и захватывающе. То есть, мое производство было вполне самодостаточным, развивающимся. Первым своим официальным комиксом, кстати, я считаю комикс, нарисованный в 1975 году. Он имел уже все атрибуты комикса. До него я тоже рисовал, но там техника рисунка была примитивная, палка-палка, огуречик. А тут - уже объемные фигуры, попытка рисовать не просто сюжет, а и рисунки.

Сперва я рисовал комиксы по наитию. То есть, придумал в голове какой-то сюжет, разлиновал тетрадь на равные квадраты, - и вперед, как нарисуется, как поместится, так и ладно. Но потом, гляжу, - этот комикс не поместился, этот кадр бы переделать не мешало бы. Начались ремиксы, перерисовки старых комиксов. И где-то году в 1979-м я написал для комикса сценарий. Была возможность прописать хорошо диалоги, сценки, гэги, повороты, завязки. Потом по этому сценарию нарисовал комикс, он был долгое время у меня одним из любимых (там какие-то грабители вскрывали сейф, потом убегали от полиции и т.д.). И после этого опыта я понял, что нужен сценарий, нужно спокойно разрабатывать сюжет, чтобы не было потом накладок, потому что бывало, что, например, нет настроения, и сюжет идет не туда, или не знаешь что нарисовать, рисуешь всякую ерунду, героя посылаешь и туда и туда, а в результате вымученный комикс получается. И в дальнейшем, особенно года с 1981-го, я писал уже нормальный подробный сценарий к каждому своему комиксу. Безусловно, сюжет по ходу дела мог меняться, но основа клалась в сценарии. Тем более, что я параллельно писал еще и рассказы, и книги, которые также давал читать одноклассникам и даже учителям. Был я у них таким нестандартным «явлением», что и говорить...

В 1982 году, уже в Москве, я решил, что хватит, пора нести мое искусство в массы. Нарисовал комикс про возвращение одного зэка из зоны в свой город (тогда я увлекался Высоцким), на ватмане, раскрасил его, и пошел предлагать. Куда? Поскольку я знал только один журнал, где печатают карикатуры и все с ними связанное, я направился искать «Крокодил» на улице Правды. Помню, была зима, мне в справочном дали какие-то окольные пути к издательству, и я проплутал там по подворотням, так ничего не нашел, в дверь меня не пустили, я уехал домой, расстроился так. Потом случайно увидел в болгарском журнале «Карикатура» рекламу выставки болгарских художников с советскими из клуба карикатуристов при «Московском комсомольце». Позвонил туда, набрал свои карикатуры, комиксы, поехал. Смотрели очень серьезно, особенно комиксы. Я так понял сразу, что все-таки карикатуристы очень уважают комиксы и тех, кто их рисует. Но, понятное дело, ничего напечатать не могли. Однако я стал туда ходить, печатать карикатуры, и комиксы все равно рисовал дома.

Потом отслужил в армии, и в 1986 году решил заняться только карикатурами, поскольку подумал, что никому комиксы не нужны, не серьезно это, но Сергей Капранов, который работал тогда сперва в «МК», а потом в «Вечерке», меня вдохновил на комиксы, сказал, что ты что, давай рисовать комиксы, карикатуристов и так много, а комиксов нету. Стал я рисовать. Нарисовал «Чудесное посещение», потом «Снова Гамлет», и поехало дальше. Мы с ним показывали друг другу свои комиксы, мечтали их когда-нибудь напечатать. Я написал в журнал «Юность» письмо, где рассказал про то, что всем уже свобода дана, а комиксам нет. Беда в том, что певцам, к примеру, достаточно записаться на кассеты и это само распространится по стране. Также и поэтам. Их стихи не трудно от руки переписать, это можно в принципе быстро распространить. А вот комиксам нужны полиграфические мощности, нужны страницы, печать. А где их взять? И еще я там затронул тему, что нельзя ругать весь жанр комиксов за то, что с его помощью кто-то на Западе рисует ужасные и низкопробные произведения - ужасы, порнографию, насилие. Комиксы могут служить и хорошим темам, все зависит от автора. В таком духе я написал письмо, думая, откровенно говоря, что «Юность» предложит напечататься, но они, естественно, промолчали. Зато письмо чудесным образом попало в руки Миши Заславского, он переписал мой домашний адрес, приехал ко мне в Подмосковье, привез свои комиксы. Совершенно поразил меня ими, там была такая пронзительная история про маленького шерстяного домовенка, который завелся вдруг в квартире у одинокой несчастной женщины, которая ходила на какие-то антимасонские митинги в парк (на самом деле сюжет серьезный и очень грустный, но добрый)... Потом я приехал в Москву, созвонился с Капрановым, мы встретились все втроем на какой-то квартире, и решили заложить первый в России (СССР) комикс-клуб. Капранов пошел к редактору «Вечерки» и нас разрешили. Дали объявление, что у нас клуб, приходите, приносите. И началась жизнь, родился «КОМ». Пришли Акишин с «Челюстями» и Савченков с «Бобиком», Снегирев (тогда еще без Кешки), Свиридов (великий глухонемой художник, уже покойный), Яворский, Воронцов, потом остальные очень тоже замечательные художники. Стали мы рисовать много и по-разному. Но это уже другая история.

- Вы говорили, что в детстве рисовали комиксы в общих тетрадях, раскрашенные цветными карандашами. Сохранились ли хотя бы одна из этих тетрадей? Думаю не только мне было бы интересно взглянуть на работы «раннего» Игоря Колгарёва :-)

-- Сохранилась именно только одна. тетрадь 1982 года. И еще комикс 1977 года, хотя он попадал под дождь, был как-то забыт на балконе, а потом случайно найден. Совсем не думаю, что их можно публиковать...

- Были ли у вас публикации в журналах или газетах? Вспомните, пожалуйста, названия работ и даты публикаций.

-- Как карикатурист я печатаюсь в прессе с 1983 года. Публикаций очень много, даже не сосчитаешь уже.

Как художник комикс-студии «КОМ», я был участником сборников комиксов «КомОК», «КОМпозиция», «Рыбы», «Штука-Дрюка». Они выходили где-то в период с 1989 года по 1991. В 1992 году была выпущена моя книга детских комиксов «Война со снеговиками» (изд. «Театр»). Она и сейчас еще продается в спорткомплексе «Олимпийский», на втором этаже, в первой нише, место 274. Правда, текст в комиксе не мой, а был заменен редакторами, в результате там есть некоторые нестыковки. Очень жаль, первоначальный сюжет был очень интересный, диалоги были не такие примитивные и глупые.

Наиболее известные мои работы: «Чудесное посещение» по Г. Уэллсу (1987), «Снова Гамлет!» (1987), «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» (1988), сериал «Дед Ефим с мешком» (1992), «Дрюша-Скороход» (1992), а также комиксы «Вы любите Бога?» (1993), «Миссионеры» (1999). Это то, что сейчас доступно в Интернете и где-то печаталось. Но, понятно, что нарисовал я больше комиксов и коротких стрипов, несколько сериалов, но какие-то я не упомянул, какие-то были потеряны после развала комикс-студии, какие-то пришлось самому ликвидировать как несовместимые с моими христианскими взглядами. Из последних комиксов нужно назвать «Танец дождя» (2002), который мне особенно дорог, он создан по рассказу моего друга и брата по вере Игоря Попова, это для меня новый этап в творчестве.

С 1988 года мои комиксы были опубликованы в газетах и журналах: «Московский комсомолец», «Вечерняя Москва», «Щит России», «Крокодил», «Пионер», «Федерация», «Да», «А-К», «Красноярский комсомолец», «Медицина для вас», «Фармацевтический вестник», «Газета российского бизнесмена», «Христианское Слово», «Вера и жизнь», «Krokus», «Миссионерские вести» и других.

- Почему вы обратились к теме религиозных комиксов?

-- Ну, во-первых, я сам обратился в христианство. В 1990 году в нашей стране появилось много запрещенной раньше литературы, издавались самиздатовские журналы, книги, все это можно стало купить с рук и читать совершенно новые вещи, о которых мы в советское время не знали. По телевизору тоже стали показывать разные вещи - про НЛО, Кашпировского, а также и христианские телепередачи, мультфильм «Суперкнига», передачи о библейском взгляде на науку и происхождение жизни на земле. Я увидел, что все, чему нас учили в школе прокоммунистические власти - все это ложь и абсурд. В том числе и так называемая эволюционная теория. Ни от какой обезьяны люди не происходили, и не от инопланетян тоже, а созданы мы для определенных целей Богом, Который нас любит, Сын Его Иисус Христос умер вместо нас, и теперь Он может и хочет бесплатно меня простить за все мои безобразия, что я натворил в жизни и творчестве. Андрей Снегирев дал мне комикс по Евангелиям, поскольку я не мог найти еще Библию, и мое первое знакомство с этой темой состоялось тоже весьма профессионально - по комиксу. Потом уже мой отец купил мне Библию за огромные деньги, и я читал ее днями и ночами.

И вот, в 1991 году я покаялся, стал христианином, переменил все свои взгляды абсолютно. Мы же все внутри грешники прожженные, нам надо по жизни обычно оправдать свое такое «житие мое, пес смердящий», а тут - полная смена ориентиров: переход с прежней стороны баррикады безбожников и нигилистов - на сторону добра и Церкви. Вместо пустоты и постоянной тоски в душе Бог мне дал радость, полноту, так что ни водки, ни курева уже стало не надо, вся картина мира выстроилась в своем истинной свете, логичном и понятном. Я нашел церковь не православную, баптистскую, стал ходить туда, и в 1992 году принял водное крещение по вере. Как только студия «КОМ» развалилась, все разошлись кто куда. Пришлось идти зарабатывать чем-то другим. Благо я был еще карикатуристом, потому смог пережить это трудное время на гонорарах и работая как художник в разных газетах.

Естественно, я начал рисовать комиксы по-новому. Предложил первую свою работу в нашу церковную газету, говорю, вот, мол, я комиксист, уверовал, рисую комиксы. Редактор, помню, так удивился очень, но взял, очень воодушевился, комикс напечатали. Я стал искать сюжеты, благо в нашей духовной литературе русского братства много рассказов, интересных правдивых историй о гонениях на христиан при коммунистическом атеистическом режиме, о миссионерах, которые едут в дальние медвежьи углы проповедовать Евангелие. Это все очень интересные темы, я за это взялся и вот с тех пор рисую. Каждый комикс напечатали уже по несколько раз в разных наших газетах. В Интернете создал сайт христианских комиксов и карикатур «АМИНЬ-комиксы».

Когда я попробовал поискать в Интернете других христианских комиксистов и карикатуристов, я был приятно поражен их обилием и разнообразием. Я открыл целый мир моих коллег, которые свидетельствовали, что также были в миру комиксистами, потом уверовали в Господа Иисуса Христа, и стали искать, как применить свои способности в Церкви, для проповеди Евангелия неверующим людям. Я узнал, что множество людей в Азии и Африке, например, уверовало именно после чтения христианских комиксов. Я познакомился с поразительными художниками из США Роном Вэллером, Джеком Чиком, Натаном Батлером и другими. Люди читают их комиксы и прозревают на важные вопросы жизни и смерти, обретают жизнь вечную...

Мой принцип в христианских комиксах - не рисовать Бога, не рисовать и Иисуса Христа. Вообще, когда я говорю, что рисую христианские комиксы, у людей сразу почему-то возникает первая мысль, что это комиксы по Библии, мол, как это ограниченно и т.д. Ничего подобного. То есть рисовать по библейским сюжетам можно и нужно, но христианские комиксы, по моему убеждению, лучше делать про простых обычных людей-христиан, о том, как они живут со своей верой в этом неверующем мире, про какие-то духовные истины, в которых вообще может не быть прямой церковной темы, но так как комикс делается христианином, он все равно будет нести в себе заряд оптимизма, света и доброты, которые ведут непременно к Богу.

Кстати, на Руси исстари существовал наш отечественный, русский жанр комиксов, называемый «лубок». Примечательно, что первые лубки были в виде бумажных икон, библейских картинок, на темы «Жития святых», то есть носили откровенно религиозный характер. Знаменитыми мастерами их слыли Павма Берында, монах Илия, Василий Корень. Такие лубки нередко распространялись в народе бесплатно, при содействии богатых монастырей. И только позже появились лубки с сюжетами на разные мирские, светские и похабные темы, которые и приведи жанр к вымиранию. Все-таки наш народ интуитивно духовен и то, что восхищает своей пошлостью западного человека (или восточного), нашему все-таки противно. «Поэт в России больше чем поэт». Осторожно можно сравнить предназначение творческого человека со служением библейских пророков среди своего народа, во всяком случае, с проповедником истины уж точно. Мне кажется, это намного привлекательнее для художника, чем образ расстриги и пропойцы, который пытаются у нас, к сожалению, культивировать, в том числе и среди комиксистов. Нет, все зависит от того, в чьих руках искусство и что ты хочешь сообщить миру. Многие комиксисты рисуют очень талантливо и очень профессионально, и истории их тоже часто интересны, даже киберпанк и тот отражает верную мысль о том, «как ужасен этот мир». Но выход из этого «плохого мира» они показать, увы, не в состоянии и не в желании, да и просто его не видят. Выход же известен только христианам. И наш долг его показать, в том числе и в комиксах, если это возможно.

Вообще же, христианские комиксы, по моему мнению, есть только составная часть христианского искусства, которое я и мои знакомые братья пытаемся сейчас создавать в России, оно может развиться в мощную созидающую и обновляющую силу, сформировать новую христианскую и русскую современную культуру, далекую как от греховных ценностей мира сего с их плюрализмом и потерей понятий добра и зла, так и от суеверий религий прошлого, выдававших за христианство то, что им никогда не было и не имело отношения к Церкви Христовой истинной, состоящей только из рожденных свыше людей. Вот такие идеи.

Сейчас у нас появились новые христиане-комиксисты, мы с ними переписываемся, что-то уже публикуем на сайте «АМИНЬ-комиксы», что-то еще обсуждаем, рисуем за рубеж. Так что, слава Богу, процесс идет.

- Расскажите, пожалуйста, немного о своём стиле рисования комиксов.

-- Мой стиль вряд ли можно назвать классическим и высокохудожественным. Сам я определяю его как синтез карикатуры, лубка и образцов наивного (примитивистского) искусства, которые существовали в нашем народе.

У меня есть два стиля. Один - это стиль карикатурный, с большими носами, утрированными движениями, юмором. Для него есть готовые сценарии комиксов, но пока я их не рисую, а стиль держу для карикатур. А второй - он более графически серьезен, с элементами плакатной живописи, где-то даже манги, строгости линий, теней. Для художника важно найти свой стиль, неповторимый и узнаваемый. Мне кажется, что такой стиль я нашел, а это очень дорого стоит, хотя рекламная пословица утверждает обратное: «Имидж - ничто». Нет, имидж многое значит тоже. Мне дорог мой стиль. При кажущейся простоватости и примитивности, им можно выразить очень тонкие нюансы эмоций героев, их настроений, событий, не отвлекаться на окружающую обстановку. Часто я заливаю задний фон черным цветом, как бы вынося героев на первый план. Это такой очень театральный прием, как в театре на Таганке, например, или у Брехта. По черному фону меня долгое время вообще распознавали как художника. Долгое время я рисовал комиксы как своего рода театральные действа в рисунках, сосредотачиваясь на героях, людях, нарочито убирая вообще задний план и сводя окружающие предметы до символов, намеков. Поэтому рецидивы этого проявляются в моих комиксах сплошь и рядом. Но сейчас я стараюсь быть более свободен в этом, особенно если рисую цветные комиксы. Главное, чтобы стиль комиксов мог выразить адекватно то, что я хочу выразить.

- Чем вы занимаетесь в настоящее время?

-- Работаю верстальщиком на компьютере.

- Как вам кажется, реально ли сейчас зарабатывать на рисовании комиксов достаточно, чтобы сделать это занятие своей постоянной работой?

-- Все зависит от редакторов и издательств, в которые попадет комиксист. Если есть журнал, например, который регулярно берется печатать твои комиксы и хорошо платить, то жить, безусловно, можно. Можно и просто взять, создать некий запас комиксов и ходить каждый день по разным издательствам, газетам и журналам, предлагать свою продукцию. Но тут опасность - нет стабильности, нет постоянного заработка, все случайно, переменчиво, сегодня печатают, завтра - нет, сегодня ты рисуешь, мучаешься, а завтра твою продукцию просто не возьмут, а время потеряно. Тут важно найти именно издание, которому действительно нужны регулярные комиксы.

- Не секрет, что ещё 2-3 года назад многие оценивали рынок комиксов в России, как бесперспективный. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Мне бы хотелось узнать, что вы думаете по этому вопросу.

-- Мне сложно судить об общей ситуации. У меня тема комиксов довольно тематическая, потому я в общем-то нахожу места для публикаций своих работ в некотором отдалении от поля деятельности других комиксистов. Но я, конечно, вижу, что сейчас появилось вдруг много очень хороших комксистов, действительно гениальных и способных рисовать замечательные истории. Это и Липатов, и Пронин, и Гавриш, и Велитов, и Кузьмичев, и Богдан, очень многие. В этом плане предложений хоть отбавляй. А вот со спросом все же есть проблемы.

Многие говорят, что Россия просто не создана для комиксов, и мы тут зря вкалываем, пытаясь внедрить то, что никому не нужно. И действительно, комикс-студия «КОМ» не выжила, не выжили и другие студии, даже те, что заявляли, что заполонят Россию комиксами, потому что работают по западным технологиям. Начался выход журнала «Дед Мороз», но пропал. На прилавках не видно серьезных комиксов, тем более русских авторов. Все, что еще выходит, передается и распространяется чаще всего между своими.

Выходят еще какие-то перепечатки с западных комиксов, которые у меня не вызывают особенного восторга. Да, техника рисования, грамотное построение кадров, раскраска, уровень печати - в этих изданиях просто великолепные, просто потрясающие. Как образцы техники для нас, художников, они очень полезны, чтобы мы видели, куда шагнули западные и мировые комиксы. Но содержание оставляет желать лучшего. С христианской точки зрения содержание ужасно и вредно любым нормальным читателям. Тут и сатанизм, и вампиры, и какие-то безжалостные убийцы, бандиты и полуголые барышни. В общем, все, за что ругают комиксы, все это как будто специально было собрано и отобрано, хлынуло к нам и выдается теперь за эталон высокого искусства. То есть бездуховное западное общество породило какие-то образцы довольно низкокультурной по содержанию продукции, где нет ни добра, ни света, ни характеров, ни человечности, а мы пытаемся теперь это все внедрить в нашем народе. Лично у меня иногда возникают сомнения: а если с комиксами в Россию хлынет именно такого содержания продукция, то стоит ли вообще комиксам быть в России?

Френсис Шеффер пишет в своей книге: «Тот факт, что какой-то объект является произведением искусства, еще не делает его духовным и полезным. Художник, даже самый великий, отражает в своем комиксе свое видение мира. И мы не обязаны автоматически принимать его точку зрения. Мастерство художника может усилить воздействие его мировоззрения на нас, но мы вольны принять или отвергнуть его, твердо помня, что никакое искусство не делает это мировоззрение неоспоримо верным. Мы должны осознавать: если что-либо неверное или аморальное утверждается через большое искусство, то это может оказаться более разрушительным, чем если бы пропагандировалось посредственным ремесленником. Однако типичен как раз противоположный подход. Обычно большинство людей полагают, что чем выше искусство художника, тем менее критичны мы должны быть к его мировоззрению. Подобного заблуждения быть не должно».

Мне кажется, что наши русские комиксы должны стремиться хоть немного приблизиться к образцам русской культуры в художественной литературе, в советской мультипликации, которую и сейчас ценят во всем мире (Норштейн, например), к театральным системам и постановкам русских режиссеров, которых зовут ставить пьесы во все страны мира. А для этого главное - это нести нравственную, здоровую тему в своих работах (даже в юмористической форме), а не пытаться подражать деградированной американской масскультуре, где кроме «бах» и «трах» в красивой упаковке ничего по существу и нет. Даже фильмы-анимэ японского режиссера Миядзаки, например, несут в себе заряд доброты и позитивности. В них есть, конечно, пугающее язычество, но есть и явный посыл призвать зрителей к каким-то добрым и светлым чувствам (любви к родителям, природе, жизни). Видно душу персонажей. А это, согласитесь, для произведения искусства - самое важное.

Я думаю, что будущее комикса в России именно за такими вот добрыми комиксами. Кота Кешку поэтому можно назвать просто нашим национальным героем, несущим доброту и мир в сердца читателей. Ведь не случайно именно он получил первое место на 1-м фестивале «Комиссии». Это очень положительный факт, и всем нам хорошо бы принять это к сведению.

Также, я думаю, что будущее русского комикса за авторскими комиксами. Не за вымученными, не подражательными, не за рекламными, не за иллюстрирующими какие-то компьютерные бездушные игры, а за комиксами, полными авторского видения мира, с характерами, эмоциями, общим движением к добру и созиданию именно светлого, а не утверждению грязного и порочного. Конечно, и авторские комиксы могут делать группы художников, тут дело не в количестве создателей, а конечном продукте, в его общем положительном настрое.

Идеально бы, конечно, чтобы выходил в России журнал комиксов, толстый журнал, или даже 2-3 журнала, где бы регулярно печатались бы комиксы наших русских авторов разных стилей и направлений. Это было бы очень интересно, комиксы получили бы такое развитие, какого нет ни в одной стране мира. Правда, пока, к сожалению наши издатели не готовы вкладывать деньги в такое предприятие и им кажется, что надежнее закупить западные готовые комиксы... Пока есть такое мышление - боюсь, нам еще долго придется ждать нашего русского комикса на просторах российских киосков и лотков.

- Чем занимались художники студии «КОМ»? И почему эта студия развалилась?

-- Чем занимались? Рисовали, конечно. В принципе, это было золотое время нашего комикса, такое уже вряд ли повторится. Мы были абсолютно свободны, могли рисовать что хотели, потом просто приходили на еженедельные сходки студии и там показывали свои новые вещи, оставляли их Капранову, а он уже вместе с другими начальниками (Капнинский, Белов и др.) раскидывали комиксы по темам, компонуя сборники. Иногда беседовали, критиковали друг друга, менялись западными комиксами, в общем, творили. Пока были при «Вечерней Москве», рисовали и туда, но нужно было именно короткие стрипы, потому печатались обычно я, Савченко, Капранов и Свиридов, другие - как получится.

Потом образовали комикс-студию, нас перевезли на Воротниковский переулок, стали мы филиалом «Фотофильма», но тут уж за нас взялись разные дяди и тети сценарного отдела, все приходилось утрясать, утверждать, считаться с тем, что те диктуют темы. Потому сборники-то были скомпонованы, да так и не вышли. Мне повезло очень, что успели выпустить мою книгу «Война со снеговиками», хотя там были очень большие баталии, начальник «Фотофильма» вдруг решил не выпускать комикс, я чуть ли не должен был выплатить свою зарпалату за полгода обратно, но в результате я переделал весь сюжет, текст переписали за меня, и издавать продали издательству «Театр». Вышел также «Кешка» у Снегирева, «Азбука» у Свиридова. Капранов пытался там снимать фотокомиксы, их тоже резали, кроили и шили, но так в результате, я не помню, вышло что-то у него или нет, во всяком случае в моей коллекции ничего такого нет. А потом вообще сказали, что мы убыточны, на нас денег нету, перестали платить зарплату, сказали: давайте-ка, ребятки, сами себя кормите как хотите. И мы все разбрелись на вольные хлеба. Думали, что скоро соберемся опять, что это временно, но... нет ничего постояннее, чем временное.

В чем причины гибели «КОМА» я плохо понимаю. Я был творцом, рисовал себе и хотел чтобы комикс-студия просто платила бы авторам твердую ставку плюс гонорары за публикации, издавала бы книги. Фактически что произошло? Убили то, ради чего, мне казалось, я жил раньше, все детство, юность, и к чему двигался. Скорее всего тут была плохая организация бизнеса, руководство, связались не с теми спонсорами, не так продавали продукцию, не знаю. Будет ли когда создано что-то подобное в нашей стране? Не знаю. Теперь есть тяготение к командам, заказным сюжетам, жесткой редактуре, а у нас было индивидуальное мощное творчество, свобода выражения. И сборники смотреть интересно даже сейчас, а уж какая ностальгия гложет иногда - просто не передать. Но наверное, все по воле Божьей...

- В настоящее время в Интернет по адресу www.komok.com.ua существует сайт под названием «Комок». Создателями этого ресурса являются украинские комиксисты Максим Богдановский (MadMax) и Виталий Холмогоров (GrimJim). Имеет ли этот сайт какое-нибудь отношение к бывшей студии «КОМ»? Быть может это попытка возродить былые времена?

-- “КОМ” была чисто московской студией. С сайтом “Комок” я знаком, рисунки организаторов мне нравятся, они очень целенаправлено работают в карикатурном стиле, не комплексуя и не впадая в абстракционизм, но они никогда не были в составе нашей студии.

- Каковы ваши творческие планы на будущее?

-- В планах желание больше уделить внимания собственно рисованию, потому что после работы часто сил на них не остается, к сожалению. В планах развивать сайт «АМИНЬ-комиксы», выявлять среди христиан художников, может быть организуем какой-нибудь христианский комикс-клуб. Есть идея собрать наконец-то все мои комиксы по христианской тематике и издать сборник. Но нужно еще нарисовать несколько страниц, а то пока мало страниц получается.

Есть задумки сделать комиксы по рассказам и повестям христианских писателей, нужно только написать сценарии и начать рисовать. Также думаю придумать какого-нибудь героя-баптиста, чтобы делать с ним сериалы и рассылать по нашим газетам. К сожалению, газеты христиан гонорары не платят, потому приходится ждать у себя возникновения энтузиазма. Планирую попробовать рисовать для заграницы, там, где комиксы часть культуры и к ним население относится лучше, чем у нас.

Естественно, есть в планах и создание добрых детских комиксов для обычных светских изданий, не закрыт я и от каких-то работ за деньги для мирских заказчиков, лишь бы тематика не была порнушной, мистической или жестокой. К тому же не проданы еще комиксы «Снова Гамлет», «Город Милитарийск», не издана ни разу в России «Сказка о рыбаке и Золотой рыбке», есть и сериалы стрипов.

- Как вы считаете, если человек захотел начать рисовать комиксы, должен ли он сначала изучить основы художественного дела, или ему следует, отбросив все сомнения, брать в руки карандаш и рисовать так, как он умеет?

-- Я думаю, что это процесс параллельный и одно другому не должно мешать. Нужно, безусловно, учиться, повышать свой класс, осваивать новые технологии и манеры, но если просто не рисовать в свое желание, то никакая учеба не сможет приучить художника рисовать хорошие и понятные людям комиксы. Если человек хочет рисовать комиксы, он будет это делать, даже если не умеет рисовать хорошо. Комиксы - это как призвание, оно просто тянет к себе и все.

- Что бы вы посоветовали начинающим художникам-комиксистам?

-- Нарабатывать руку, рисовать больше и по-разному. Не думать о том, напечатают его работы или нет. Я уверен, что все в конце-концов напечатать можно. Просто часто бывает так, что приходит какой-нибудь издатель и вдруг говорит: «Давай, что у тебя есть, напечатаем!» И грустно бывает, когда дать-то оказывается нечего. А надо быть всегда готовым выдать несколько готовых комиксов и способным регулярно потом выдавать сериалы. А научиться этому, не рисуя постоянно, не возможно. Все равно комиксы начнут печатать, никуда мир не денется. Потому не должно быть никакого уныния. Если есть что выразить в комиксах - это надо делать.

Другое дело, что надо смотреть, что ты несешь миру, какую идею ты проповедуешь, что у тебя в душе. Не надо выплескивать в комиксы нытье, пессимизм, нагружать читателя пакостями этого мира, смаковать разные криминальные и извращенные стороны падшего мира. Зла и так много в безбожном мире. Если у тебя внутри пустота, все порушено, нет идеалов, понятий о красоте, добре и чем-то высоком (я уж не говорю - о Боге), то ты и в своих комиксах будешь выражать эту пустоту, сея вокруг себя разрушения и уныние. А этого делать нельзя. Рисовать - это талант, данный Богом, а потому с каждого, кому он дан, в конце концов будет спрос. И очень стыдно будет потом осознавать, что мы его пропили, растранжирили на всякую похабщину. Комиксы могут и должны вдохновлять людей, давать им прекрасное, учить доброму, светлому, веселить печальных и утешать поникших. Ведь как бы не были знамениты и внешне бодры создатели разных мерзких произведений, ужастиков, мордобоев и порнух, все равно запоминаются и любимы людьми не они, а именно создатели доброго искусства. Не разменивайтесь на всякую ерунду, творите сразу то, что не стыдно будет показывать и своим детям, и своим родителям, и... самому себе.

- Используете ли вы при создании своих работ компьютер?

-- Да. Теперь без компьютера никак не обойтись, даже не знаю как раньше мог без него обходиться. Тексты в пузырях лучше писать на компьютере - это однозначно. Раскраска цветом тоже лучше получается в компьютере. Даже в черно-белой графике и то на компьютере можно делать и черный фон, и скринтоны, и подставлять быстро задние планы, менять что-то, стирать и т.д. Также оригинал произведения у тебя всегда будет на руках, то есть в компьютере, и можно распечатать в любой момент столько копий, сколько хочешь. А то столько комиксов просто пропало бесследно из-за того, что даешь оригиналы, забываешь куда дал, и все. Теперь такое исключено. Компьютер вдохнул новое дыхание в искусство.

- Что такое, в вашем понимании, по настоящему профессиональный комикс?

-- Произведение, где стиль соответствует содержанию, где нет просчетов в сюжете и неудачных лишних реплик, нет ненужных лишних движений, сцен, не влияющих никак на главную тему комикса, где видна душа художника, есть герой, которому сопереживаешь, которого любишь. Важно, чтобы комикс был выполнен на должном техническом уровне по законам того стиля, в котором он рисуется. И чтобы комикс мог нравиться, не вызывал отвращения, а значит - мог продаваться и быть уместным.

- Расскажите, пожалуйста, немного о своих увлечениях.

-- Кроме комиксов, я продолжаю заниматься карикатурой, пишу рассказы, статьи, состою в клубе христианских писателей «Экскалибр», изучаю древнегреческий язык (для понимания Нового Завета на языке оригинала), историю Церкви, богословие, люблю греческие и наши, христианские песни.

- Кто ваш любимый художник-комиксист? Оказывал ли он влияние на ваши работы?

-- Сейчас - пожалуй, Ал Хартли, создатель комикса «Иисус». Но, понятно, что так же как он я рисовать не смогу, да и жанр у меня несколько другой. А раньше был для меня примером рисования польский художник Анджей Млечко, он, правда не совсем комиксист, он скорее карикатурист и стриповик. За его творчеством я следил с 1977 по 1981 годы. Многие вещи в плане рисунка, наложения теней, черного фона и т.д. я взял от него. Но потом брал что-то и от других художников, мультипликаторов, все это перемешивалось, усваивалось, отсекалось мне чуждое. Все-таки я больше стремился к изобретению своего, к максимальной понятности того, что я рисую, потому даже затрудняюсь сказать, чтобы у меня были в комиксах учителя или тем более кумиры. «Не сотвори себе кумира», как говорится в Писании. Естественно, мой стиль кажется похожим на графику многих художников, в том числе и тех, на которых я никогда не равнялся (например, на Огородникова, Теслера, Алана Лесика и даже Эффеля). Но нет ничего оригинального в мире, всё когда-то и у кого-то было. Надо просто найти свое и творить. В последние годы я присматриваюсь к японской манге, думаю сделать что-то и в таком направлении. Было бы время и силы.

- Общеизвестно, что точкой сбора комиксистов со всего постсоветского пространства в Интернете является сайт «Комиксолёт». С кем из завсегдатаев этого сайта вы знакомы лично?

-- Конечно с Аёшиным, разумеется с Мишей Заславским, с Ремизовым, Сахновым, другими.

- Где и когда вы познакомились?

-- С кем-то еще в комикс-студии «КОМ», с кем-то при походе в издательство «Дед Мороз», с кем-то на фестивале «КоМмиссия».

- В прошлом году в Москве проходил первый комикс-фестиваль «КоМмиссия 2002». Принимали ли вы участие в этом событии?

-- Принимал. В конкурсе у меня выставлялся комикс «Сигара». С выставкой не так повезло. Моя работа куда-то пропала, все первые три дня мою работу так и не вывесили. Не знаю, был ли она там или нет потом. В общем, некие чудеса происходили, мистика какая-то.

Ездил туда, встретил своих старых знакомых по «КОМу», познакомился с новыми художниками, очень было не плохо пообщаться.

- Каковы на ваш взгляд перспективы фестиваля? Будет ли он развиваться и к чему всё это может привести?

-- Я думаю, что фестиваль - дело очень хорошее. В принципе. Можно увидеть как кто рисует, себя показать, там же можно заключить какие-то контракты, издать сборник выставки, где были бы собраны все комиксисты страны.

Хорошо бы, все-таки, чтобы было поменьше авангардного, андеграундного душка на этом фестивале, не было на выставке порнографии, чтобы фестиваль стал более солидным, а не просто еще одной тусовкой «неформальной молодежи». Да, и чтобы можно было выставлять не только 2 страницы, ведь комиксы - дело многостраничное. Во что это разовьется - покажет время. Возможно, - в огромное событие культурной жизни страны.

- На предстоящей «КоМмиссии» вы будете участвовать?

-- Конечно, я уже давно отослал свой 2-страничный комикс.

- И последний вопрос, что бы вы хотели сказать тем людям, которые никогда не видели комиксов? Какие слова смогут помочь им понять, что комиксы – это прекрасно?

-- Комиксы - это ряд картинок, иногда сопровождаемый или не сопровождаемый текстом, последовательно рассказывающий какой-то сюжет. Рисованные персонажи в них говорят между собой, что изображается выходящим из их ртов облачком с текстом. Также существует облачко с текстом мыслей персонажей и блок пояснительного текста «от автора». Звуки также выражаются посредством написания слов. Грубо говоря, комикс - это та же литература, сходная с чтением пьесы, но соединенная с иллюстрацией и опустившая из книги текст описания обстановки (это можно нарисовать), что может быть плюсом, поскольку не отвлекает читателя от сюжета и диалогов. Комикс - среднее между литературой и мультфильмом, сплав графики и прозы.

В нашей стране комиксов, за редким исключением, почему-то не было. Возможная причина видится в октябрьском большевистском перевороте, когда коммунисты упрятали нашу страну за железный занавес, отгородившись тем самым и от нового вида искусства, от комиксов. Потом уже, из-за явно не похожего на соцреализм направления американских комиксов, весь жанр был объявлен западным, капиталистическим, антисоветским, а потому вредным.

В этом была, конечно, доля правды, потому что комиксы на Западе попали, как и любой вид искусства, в руки не столько порядочных и верующих людей, сколько - беспринципных дельцов и богемных художников, которые стали выражать в них свои явно нехристианские, а порою и просто античеловеческие, демонические взгляды.

Но возникает законный вопрос: «если какой-то вид искусства, который сам по себе не несет ничего вредного, используют нечистоплотные в духовном отношении люди, разве он станет автоматически негодным»? Конечно нет, что видно по существованию в мире хорошей поэзии, литературы, живописи и графики.

Один из главных мифов в сознании людей нашей страны, это что комиксы должны быть обязательно смешными. Но это не так. Это далеко не так. Наоборот, если подсчитать соотношение юмористических комиксов в мире к другим комиксам, то оно будет едва ли не как 20 к 80-ти процентам. Комиксы могут быть как юмористическими, так и серьезными, трагическими. Многих смущает само слово «комикс», которое будто бы изначально диктует им быть юмористическими. Но это ошибочное мнение. В мире есть много вещей, которые уже давно не отражают их первоначального названия. Комиксы получили такое название от американской фразы: “comics strips”, «комические полоски». Так в начале 20 века в Америке назвали короткие юмористические истории, выражаемые в 6-8 картинках и печатавшиеся в газетах. Потом эти полоски объединяли и выпускали в виде книги. Возможно, изначально комиксы были юмористические, как и потом мультфильмы. Однако довольно быстро художники начали изображать в комиксах не только юмористические сценки, но и серьезные истории, такие же как и в фильмах и в литературных рассказах. Но название осталось. И к нам оно пришло из Америки, поскольку наши советские критики, говоря (и часто справедливо) об ужасах загнивающей культуры на Западе, применяли и этот термин, не переводя его с английского. И вот так комиксы стали ассоциироваться у нас с низменным юмором, «бухами-бахами», упрощением литературы и так далее.

Однако, мне кажется, что не столь важно название вида искусства, сколько его содержание и то, что художник хочет выразить. Надо всегда различать справедливые претензии к комиксам в плане их содержания, которое не всегда нас должно удовлетворять, с собственно видом искусства. Комиксы не предназначались никогда и не предназначаются для того, чтобы заменить собою литературу. Поверьте, комиксы никогда этого не сделают и не собираются делать, как не собираются этого делать песни, картины и произведения художественной литературы. У каждого вида искусств своя ниша. У комикса - своя. Просто без этой ниши культура людей будет выглядеть намного беднее.

Заходите на мой сайт «АМИНЬ-комиксы» пишите, спрашивайте, предлагайте. Буду рад.

Интервью брал Евгений Тимашёв.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.