Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua  
 

Колумнисты

 

Место встречи изменить нельзя

Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.

Читать дальше


Хеллбой: 15 лет в строю

Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?

Читать дальше


Поиск собственного стиля

Свой стиль рисунка – это как почерк, ведь по нему художника узнают из десятка, сотни других. Сказать по-правде не всем удается найти свой стиль.

Читать дальше


Потрындым о Главном

Итак, спустя всего год после появления на этом ресурсе моей первой заметки пришло время обновить эту традицию, на написать ещё что-нибудь.

Читать дальше

 

Партнеры

 
 

Ретроспектива: интервью с Даниилом Кузьмичёвым (февраль 2003 года)

 
Художник-комиксист Даниил Кузьмичёв [b]Фамилия:[/b] Кузьмичёв
[b]Имя:[/b] Даниил
[b]Год рождения:[/b] 1977
[b]Город:[/b] Москва
[b]Страна:[/b] Россия
[b]Личный сайт:[/b] www.dahr.ru, "Люди Четверга"
E-mail: mail@dahr.ru

- Здравствуйте, Даниил. Для начала представьтесь, пожалуйста. Где и когда вы родились?

- Это просто. Зовут меня Даниил А. Кузьмичёв. Родился я в Тушинском районе города Москвы, где не без удовольствия проживаю по сей день. Сделал я это (родился) в семидесятых годах прошлого века.

- Где вы учились после окончания школы?

- В анимационном училище. Впрочем, на мою дальнейшую жизнь диплом аниматора почти никак не повлиял. А вот работа художником-фрилансером, начатая в то время, и связанная с этим беготня по издательствам - повлияла очень. Эта "школа жизни" является, по моему мнению, необходимой для каждого работающего художника - пока у нас в стране нет института художественных агентов.

- Как и когда вы пришли в мир комиксов? Я имею в виду, почему вы решили заняться этим?

- В девять лет. Я имел неосторожность спросить у своего старшего брата: "Что такое комиксы?", а он возьми да и ответь. И даже нарисовал мне небольшой комикс. Я был очарован самой идеей создания историй в картинках. Очарован, судя по всему, сильно, так как до сих пор всем этим занимаюсь. Вообще мой старший брат сильно повлиял на меня как на комиксиста и художника. За что ему отдельная благодарность.

- Были ли у вас публикации в журналах или газетах? Вспомните, пожалуйста, названия работ и даты публикаций.

- Ох, да разве всё упомнишь?! Даже если выкинуть заказы и оставить только авторские публикации, получается многовато. Это всё равно что спросить сапожника, сколько и когда ботинок он сделал? Особо отмечу всего две работы. Это "Секс, Насилие, Рок-Н-Ролл" - комиксная серия, выходившая в "Навигаторе Игрового Мира". Несмотря на провокационное название, это была милейшая, развесёлая история. Я сильно оттянулся, создавая её. Насколько я знаю, публику она тоже порадовала. Ну, и конечно, "Люди Четверга" - мой любимый и самый большой комиксный проект. Два его первых выпуска вышли в журнале "Фантом".

- Расскажите, пожалуйста, немного о своём стиле рисования комиксов.

- Всё отовсюду. Комиксы, рисунки, мультфильмы, фильмы, игры, мир за окном. Комиксы тоже самые разные. И европейские, и манга. Пожалуй, чуть больше американской стилистики, но оно и понятно, первые мои комиксы были "марвелами". Художник, не вправе пренебрегать ничем из того, что может улучшить его уровень рисования. Даже в плохих работах можно найти порой массу полезного.

- В галерее работ на вашем сайте огромный раздел посвящён рисункам персонажа по имени Катька. Не могли бы вы немного рассказать о ней?

- Легко. Во время моей работы в журнале "Игромания" нам в голову пришла идея создать героиню - образ журнала. Мы сели кружком, да и собрали в одном персонаже все наши личные предпочтения. Результат превзошёл наши ожидания. Катька стала очень популярной. Безусловно, это один из удачнейших проектов из тех, в которых я участвовал. Насколько я знаю, Катька существует на страницах "Игромании" и сейчас - но ни я, ни один из создавших её людей к ней сейчас отношения не имеем.

- А кто такой клабуш?

- Зверь небольших размеров, видовая принадлежность которого неопределима. Иногда мил и симпатичен, но не обязательно. Мой паук с семью ногами - клабуш. Cтитч, Йода, покемоны - всё это по сути дела клабуши. Слово "клабуш" в свое время произнес я; но почему и откуда я его взял, для меня загадка.

- Чем вы занимаетесь в настоящее время?

- Работаю художником-постановщиком одного полнометражного мультфильма. Делаю "Людей Четверга". И, конечно же, халтурю там-сям, чтоб не терять форму.

- Как вам кажется, реально ли сейчас зарабатывать на рисовании комиксов достаточно, чтобы сделать это занятие своей постоянной работой? И второй вопрос: не секрет, что ещё 2-3 года назад многие оценивали рынок комиксов в России, как бесперспективный. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Мне бы хотелось узнать, что вы думаете по этому вопросу.

- Отвечу на оба этих вопроса сразу. Нет, на сегодняшний день нельзя зарабатывать комиксами как постоянной работой. Хотя вы правы в том, что улучшения есть, но пока рынок недостаточно развит, а выпуски отечественных комиксов исчисляются единицами. Но это не означает, что комиксами вообще нельзя заработать. За те же рекламные комиксы сейчас платят, и платят неплохо. Не Боги весть что, и всё же.

Плавно переходя ко второму вопросу, скажу, что пока люди, решившие начать выпуск комиксов, не поймут, что это не выпечка пирожков с простым производством и быстрым оборотом; пока они не поймут, что это вложение денег, внимание к фанатам, реклама, производство сувенирной продукции, тематических мультфильмов и игр (а только так можно реально заработать деньги на комиксах); пока они не станут вести себя так, как ведут себя издатели комиксов по всему миру - перспективы у комиксов как у индустрии весьма смутные.

Ну, а пока мы наблюдаем людей, решивших быстренько подзаработать на волне развивающейся популярности комиксов и бросающих всё, как только становится понятно, что быстрых больших бабок не будет. По моей крепкой уверенности, первый человек в нашей стране, у которого хватит упорства, терпения и профессионализма для издания комиксов, обеспечит себе безбедную старость.

А пока ждем.

- Каковы ваши творческие планы на будущее?

- "Люди Четверга". Не хотелось бы распыляться на мелочи и забрасывать столь перспективный проект. "ЛЧ"- приключенческий комикс, в который я пытаюсь напихать всё, что нравится мне в приключенческих комиксах. Дальние страны, ужасные чудовища, волшебство и масштабные драки, немного юмора, закрученный сюжет, и в конце концов, крутые герои и прекрасные героини. ^___^ В "Людях Четверга" не будет однозначно хороших или плохих парней. Думаю, удастся предложить выбирать читателю не между черным и белым, а между мотивациями каждого героя. Также хочется, чтобы популярность того или иного персонажа у читателей влияла на его место в сюжете. Планов, как видите, громадье. Посмотрим, что выйдет.

- Из скольки частей будет состоять законченная комикс-история "Люди Четверга"? И как скоро мы сможем лицезреть четвёртую часть саги?

- Я не планирую пока определённое кол-во частей. Вероятнее всего будет просто деление на сезоны, а там посмотрим. Но пока не найден издатель, а соответственно нельзя сказать какой будет объём произведения. Скажу одно, хочется сделать его длинным. Начало четвертой части я надеюсь представить на КомМисии. Ну а что касается её целиком, тут я, увы, затрудняюсь ответить. Слишком мало выдается времени посидеть за работой. Но то, что четвертая и последующие части ЛЧ увидят свет, это я могу обещать, железно!

- Планируете ли вы издать "Людей Четверга" отдельной книжкой?

- Да, очень. Издать свои комиксы, такой небольших размеров, но толстенькой книжкой, в картонной обложке (а-ля манга), моя давнишняя хрустальная мечта. ^^

- Как вы считаете, если человек захотел начать рисовать комиксы, должен ли он сначала изучить основы художественного дела, или ему следует, отбросив все сомнения, брать в руки карандаш и рисовать так, как он умеет?

- Для начала этот человек должен решить, что он хочет сказать почтеннейшей публике, какие свои мысли и чувства хочет до неё донести. Комикс - это прежде всего история в картинках. И история эта, как нигде, должна быть интересной и увлекательной. Жанр комикса, как никакой другой, не выносит скучищи или тягомотины. Можно, конечно, прикрыться потрясающим изобразительным рядом (если он есть), но этой маскировки надолго не хватит. В то же время у нас достаточно примеров авторских комиксов, где сюжет легко компенсировал некоторые недостатки рисования.

И, конечно же, браться за карандаш, ибо без самого рисования нет и обучения ему. Нет лучшей школы, чем практика. А вот как только мы начали, надо тут же садиться за те самые основы. Анатомия человека, перспектива, тушь, акварель и т. д. и т. п. Иначе очень скоро возникнет ситуация, когда мысли автора наткнутся на непреодолимую стену неумения изложить эти самые мысли рисунком на бумаге. Ощущения будут не из приятных.

Стоит также обратить внимание на работы других художников, не обязательно комиксистов. Выбрать парочку любимых, на которых равняться. Срисовывать у них надо обязательно! Бояться этого не стоит - во-первых, точно так же не получится, особенно если заимствовать не из одного источника; а во-вторых, не стоит изобретать велосипед и придумывать приемы, которые кто-то уже наверняка придумал до вас. Тут главное - не позориться и не выдавать срисованное за свое. Не стоит, впрочем, забывать об учебниках по рисованию, учителях, рисованию с натуры. Без всего этого навыки никогда не будут полными.

- Что бы вы посоветовали начинающим художникам-комиксистам?

- Да я в принципе уже всё посоветовал. Хочется только добавить, чтобы они не забывали о зрителях, которым эти комиксы потом смотреть. Ибо комикс без зрителя - не комикс вовсе. Также желательно не задумывать свой первый проект 348-страничным - трех-четырех полос для начала вполне хватит. И если уж человек решил посвятить свою жизнь рисованию комиксов, лучше ему как можно раньше начать зарабатывать своим рисованием, не обязательно комиксам. Подобная практика сильно мобилизует. А потом она приносит деньги! $___$

- И ещё один вопрос, интересующих многих начинающих комиксистов. Какие книги вы использовали в своём самообучении рисованию комиксов? Что бы вы могли посоветовать новичкам?

- Как я уже сказал, я пользовался книгами Бамеса, для изучения художественной анатомии. Плюс, ворохом различных комиксов и книг, описывать которые здесь долго и бесполезно. Сейчас появились неплохие учебники Бёрна Хогарта по пластической анатомии. Себе купил, и другим рекомендую. Да вообще, сейчас в магазинах нет недостатка в учебниках по ИЗО и артбуках хороших художников. Но тут уж каждый должен сам решать, в какой области рисования он слабее, и искать учебники, на эту конкретную тему.

- Используете ли вы при создании своих работ компьютер?

Да, я использую Фотошоп для раскраски и мелких исправлений. А принтер, позволяет избавиться от механической работы, например, тупого перерисовывания маленького эскиза в точно такой же большой. Рисую же я руками, в которых карандаш, перо с тушью, эскизный фломастер, кисточка или что-нибудь тому подобное. Рисование на бумаге - это отдельное удовольствие. Кроме прочего, это иногда проще, чем рисовать на компьютере.

- Что такое, в вашем понимании, по-настоящему профессиональный комикс?

- Это комикс с хорошим сценарием, добротно нарисованный, изданный, пользующийся популярностью и принесший деньги создателям.

- Расскажите, пожалуйста, немного о своих увлечениях.

- Да нет у меня вроде увлечений. Собирание комиксов и рисование - то, что для многих увлечение и есть - для меня часть профессиональной деятельности. А в остальном я ничего не коллекционирую, не занимаюсь спортом и не хожу по театрам.

Единственное, что меня увлекает - это прикладывать свои навыки художника в новых областях. Хочется когда-нибудь сбацать арт к игре. Ну, а пока делаю постановку для трехмерного мультфильма.

- Кто ваш любимый художник-комиксист?

- Их два. Это Джо Мадурейра, автор серии Battle Chasers, и Брюс Тимм - постановщик многих мультфильмов по комиксам, почти все из которых показывают по нашему телевидению. "Бэтман", "Супермен", "Лига Справедливости", "Бэтман будущего". Также он в соавторстве с Полом Дини является создателем Харли Квин, по-моему, самой обаятельной комиксной злодейки.

- Оказывал ли он влияние на ваши работы?

- Пожалуй, нет. С их творчеством я столкнулся уже достаточно поздно. А вот некой планкой, на которую надо равняться, они для меня являются. Но если уж называть поименно всех, кто на мои работы повлиял, список может получиться чересчур внушительным. Потому как от любого художника можно взять что-то хорошее.

Отмечу лишь Готфрида Бамеса, немецкого художника, по книгам которого я учился изображению человека.

- Вы упомянули, что в настоящее время работаете художником-постановщиком полнометражного трёхмерного мультфильма. Звучит многообещающе: первый российский полнометражный 3D-мультик! (Шрек отдыхает :-) ) Если не секрет, о чём будет этот мультфильм и какая студия занимается его созданием?

- Боюсь разочаровать, но промолчу. Проект только начат. Сглазить легко, а интересного пока рассказать то и нечего. Даже сценарий ещё в работе. Разуметься, как только будет чем похвастаться, похвастаюсь всенепременно.

И вы узнаете обо всем первыми.

А пока: тьфу, тьфу, тьфу, тук, тук, тук. ^___^

- Общеизвестно, что точкой сбора комиксистов со всего постсоветского пространства в Интернете является сайт «Комиксолёт». С кем из завсегдатаев этого сайта вы знакомы лично?

- Практически со всеми, кто живет в Москве, или приезжал на первую «КомМиссию».

- Где и когда вы познакомились?

- Да с кем где. С кем-то у Аёшина в гостях. С кем-то был знаком еще до знакомства с «Комиксолетом». С кем-то, как я уже сказал, познакомился на фестивале.

- В прошлом году в Москве проходил первый комикс-фестиваль «КоМмиссия 2002». Принимали ли вы участие в этом событии?

- А как же! Было бы полной глупостью не участвовать в единственном комиксном фестивале в стране! Тем более что фестиваль организовывала наша студия "Люди Мёртвой Рыбы", а именно Хихус. Также Бессмертный Эд немало сделал для организации сего действа. За что спасибо им громадное.

- Каковы на ваш взгляд перспективы фестиваля? Будет ли он развиваться и к чему всё это может привести?

- У него ровно столько же перспектив, как у комиксного движения в нашей стране. Движение это невозможно без подобных сборищ. А к чему это приведет? Поживем - увидим.

- На предстоящей "КомМиссии" вы будете выставлять свои работы вне конкурса или участвовать в конкурсной программе?

Я надеюсь поучаствовать в конкурсе, но человек полагает, а Боги располагают. Так что не стану загадывать. Но как бы там не случилось, на всех последующих КомМисиях, я планирую выставляться только вне конкурса.

- И последний вопрос, что бы вы хотели сказать тем людям, которые никогда не видели комиксов? Какие слова смогут помочь им понять, что комиксы - это прекрасно?

- Мне нечего им сказать. Когда я был моложе и, соответственно, глупее, я пытался активно агитировать людей на просмотр комиксов. Пытался объяснить всем, какие прекрасные дали открываются за комиксными обложками. В результате натыкался на непонимание того, зачем я лезу к ним со своими "детскими книжками", или реакцию: "Хрен с тобой, показывай, только отвяжись!"

А потом я подумал - зачем мне все это? Мне за это не платят. Мне не нужна толпа вокруг затем, чтобы наслаждаться просмотром комиксов. Среди моих друзей и знакомых хватает людей, которые понимают комиксы, и с которыми я могу побеседовать на эту тему.

Тот, кто должен прийти к комиксам, придет к ним. Найдет материалы, нужных людей, сайты. Единственный способ, которым может повлиять комиксист на общественное мнение - это рисовать и издавать побольше хороших, красивых, разнообразных комиксов. Если мои работы не способны обратить внимание публики на комиксный жанр, никакое агитационное пустозвонство не поможет тем более.

Интервью брал Евгений Тимашёв.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.