Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.
Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?
Фамилия: просил никому не
рассказывать
Имя: Богдан
Год рождения: 1981
Город: Москва
Страна: Россия
Личный сайт: www.xixyc.ru/b_index.htm
E-mail: goddan@manga.ru
- Здравствуй, Богдан. Для начала представься,
пожалуйста. Где и когда ты родился?
- Богдан, комиксист-иллюстратор, занимаюсь по большей части
своими комиксными проектами и еще заказами. По скромным подсчетам
получается, что родился в 1981г. в Москве.
- Где ты учился после окончания школы?
- Секретные данные.
- Как и когда ты пришёл в мир комиксов?
Я имею ввиду, почему ты решил заняться этим?
- Появилось желание нарисовать комикс, когда впервые увидел,
что это делают и в России (в журнале Великий Дракон публиковались
комиксы читателей.). Загорелся идеей, нарисовал комикс и успешно
сдал его в тот же «Великий Дракон».
- Перед тем, как нарисовать свой первый
комикс ты где-нибудь учился этому, или рисование было твоим
хобби?
- Мой первый комикс был нарисован исключительно на великом
энтузиазме и нулевым опытом художественного обучения. Рисование
было моим хобби, рисование вообще как таковое. Было бы, я
думаю, хуже, если бы я обучался рисованию в какой-нибудь художественной
школе. Я вообще считаю, что учиться надо у мастеров и самому
(а не среди сотни человек и одного на них учителя, который
все равно не сумеет заметить и выделить вашу индивидуальность
среди всех остальных, у него просто на это времени не будет).
- Были ли у тебя публикации в журналах
или газетах? Вспомни, пожалуйста, названия работ и даты публикаций.
- 1998 «Тень» в журнале «Великий Дракон»
1999 апрель-2001 декабрь «Ника» в еженедельнике «Классный
Журнал»
2002 «Старый Джем в автобусе» Молоток.
- Одним из самых известных твоих проектов
является комикс-сериал «НИКА», выполненный в стиле манга.
Почему именно манга?
- Популярно, актуально и, как казалось, просто.
- Как скоро мы сможем увидеть «Нику»
на прилавках магазинов?
- Расскажи, пожалуйста, немного о своём
стиле (технике) рисования комиксов.
- Особенностей и сверхотличительных черт не нахожу, так что
о технике смысла рассказывать нет. Как обычно: карандаш, тушь,
компьютерный цвет.
- Опиши, пожалуйста, основные шаги
процесса создания комикса. Как ты это делаешь?
- Я создание комикса разбиваю на 4 части:
Сценарий.
Карандаш.
Тушь.
Цвет.
Сначала придумывается главная идея всего произведения, потом
«скелет» сценария (основные события), дальше он прописывается
более подробно с учетом передачи определенных нюансов повествования,
пишутся грубые диалоги. Ближе к концу все уточняется, правятся
отдельные вещи, переставляется местами, додумываются и оттачиваются
диалоги.
Карандаш – ну, тут слишком большая технология, чтобы ее объяснять.
Тушь – стальным пером и обычной чертежной тушью обводится
карандашный контур, дополняется графика в тех местах, где
она необходима (штриховка, царапинки на поверхностях и т.д.)
Цвет – раскрашивается на компьютере и вставляется текст.
- Чем ты занимаешься в настоящее время?
- Придумываю и перерисовываю части проекта «Ника» для издания
отдельными книжками.
- Общеизвестно, что ты являешься членом
арт-студии «Люди Мёртвой Рыбы». Расскажи, пожалуйста, о том,
как она образовалась, кто ещё входит в состав студии, чем
вы занимаетесь?
- Я думаю, что лучше пусть про это напишет Хихус. Он – глава
студии, так что ему и отдуваться. ^__^
- Как тебе кажется, реально ли сейчас
зарабатывать на рисовании комиксов достаточно, чтобы сделать
это занятие своей постоянной работой?
- При достаточно активной деятельности и правильном подходе
– очень даже реально.
- Не секрет, что ещё 2-3 года назад
многие оценивали рынок комиксов в России, как бесперспективный.
Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Мне бы хотелось
узнать, что ты думаешь по этому вопросу.
- Примерно это же я и думаю. Дальше - только лучше.
- С чем связан твой оптимизм, по поводу
перспектив рынка комиксов России?
- Не вижу причин быть пессимистом. На комиксном поприще дела
идут все лучше и лучше и не только у меня. ^___^
- Каковы твои творческие планы на будущее?
- Громоздки и необъемны. В общем, доделывание «Ники», что
займет еще кучу времени, и заседание за новый проект.
- Не мог бы ты приоткрыть завесу тайны
и рассказать о своём следующем за «Никой» проекте?
- Я бы рассказал, да только еще сам не знаю, какой именно
из тех проектов, что находятся в стадии идеи и сценария, будет
доделываться и расти первым.
- Как ты считаешь, если человек захотел
начать рисовать комиксы, должен ли он сначала изучить основы
художественного дела, или ему следует, отбросив все сомнения,
брать в руки карандаш и рисовать так, как он умеет?
- Как мне в последнее время кажется, комикс можно нарисовать
без обучения рисованию. Тут дело в таланте именно РИСОВАТЬ
КОМИКСЫ. Не все, кто хорошо рисуют, в состоянии нарисовать
хороший комикс, так что уровень рисования важный, но не всегда
главный показатель в создании комикса. (Можно сочинить небесно
крутой комикс про говорящие камни: треугольный и круглый,
к примеру. И ведь уже сочинили, надо сказать…)
- Что бы ты посоветовал начинающим
художникам-комиксистам?
- Побольше уделять времени комиксу и пытаться понять, как
в нем все устроить наилучшим образом. Каждую следующую страницу
стараться сделать хоть в чем-то лучше предыдущей. Вот и все.
- Начинающим комиксистам будет интересно,
если ты расскажешь, с чего стоит начать, если им захочется
рисовать в стиле манга. Поделишься с ними опытом?
- Я не вижу никакой особенной принципиальной разницы между
комиксом и мангой. У «комикса» и «манги» просто разные изначальные
идейные концепции и системы акцентов. Проще говоря, японцы
больше акцентируют внимания на герое (откуда засилье крупных
и средних планов) и его внутреннем мире, а западный мир акцентирует
внимание на окружении героя (откуда большее количество общих
планов). «Манга» - это всего лишь определенная стилизация,
она не так уж трудна и ей научиться довольно нетрудно копируя
у мастеров.
- Используешь ли ты при создании своих
работ компьютер?
- Еще как. Крашу комиксы я только в нем, пока что.
- Что такое, в твоём понимании, по
настоящему профессиональный комикс?
- Слишком большой вопрос. Одно определение понятия «комикс»
очень громоздко и сложно. Но если попытаться попроще сформулировать
некоторые главные черты хорошего комикса, то это:
Полная понятность.
Подчинение центральной идее.
Целостность.
- Расскажи, пожалуйста, немного о своих
увлечениях.
- Комиксы, книги, музыка. Всего понемногу. Трудно описать
все, поскольку я не приверженец исключительно узких направлений.
Мне нравится все, что мне действительно нравится, так будет
удобней описать мои пристрастия. ^_^
- Кто твой любимый писатель?
- Роберт Джордан? Макс Фрай? Терри Пратчетт? Дж. Р.Р. Толкиен?
Эдгар Аллан По? Рэй Брэдбери? Льюис Кэролл!
- Какую музыку ты любишь?
- Разную. Совершенно разную.
- Кто твой любимый художник-комиксист?
- Тоже сложно выделить одного. Я сам себя терзаю порой этим
вопросом, когда стоит проблема выбора из заказываемых новых
комиксов. Думаю, следует особо выделить Хаяо Миядзаки (Япония),
Мёбиуса (Франция) и Майк Мигнола (Штаты).
- Оказывал ли он влияние на твои работы?
- Да, конечно. Чаще всего обучение новому происходит через
осмысление и исследование работ признанных мастеров, которые
нравятся тебе, вот и я пытался понять, научиться, перенести
опыт и умения этих мастеров на свои работы.
- Общеизвестно, что точкой сбора комиксистов
со всего постсоветского пространства в Интернете является
сайт «Комиксолёт». С кем из завсегдатаев этого сайта ты знаком
лично?
- Ну, с Аёшиным, Ремизовым, Ереминым, Сахновым, Хромовым...
Наверняка кого-то забыл. Впрочем, я со всеми комиксистами
(почти) так или иначе, знаком.
- Где и когда вы познакомились?
- Разумеется на КомМиссии, фестивале комиксов и на подобных
мероприятиях.
- Существует ли в настоящее время в
Москве комикс-клуб? Что-то наподобие студии «КОМ», существовавшей
в конце восьмидесятых – начале девяностых годов. Или общение
комиксистов в основном идёт через Интернет?
- По крайней мере, я ни о чем таком не слышал.
- В прошлом году в Москве проходил
первый комикс-фестиваль «КоМмиссия 2002». Принимал ли ты участие
в этом событии?
- Да, я как раз представлял Нику и еще множество своих работ.
- Каковы на твой взгляд перспективы
фестиваля? Будет ли он развиваться и к чему всё это может
привести?
- Будет. К признанию комикса отдельной культурой.
- На предстоящей «КоМмиссии» ты будешь
участвовать?
- Я уже участвую. Как же без этого?! Тот не комиксист, кто
не участвует в фестивале комиксов!
- Представь себе, что из твоей бутылки
«Кока-Колы» вылетел джин и сказал, что он поможет России с
популяризацией комиксов. Только он не знает, что должно получиться
в итоге и помочь ему в этом вопросе можешь только ты. Как
бы ты обрисовал джину своё видение золотой эры комиксов?
- Во-первых, он должен вылететь из моей бутылки «Доктора
Пеппера»! =)
А во-вторых, я считаю, что золотая эра чего-то – это что-то
перед смертью этого самого чего-то. ДО золотой эры самое интересное
и происходит. Я думаю, что спешить не стоит. Зачем гнать индустрию,
если она не в состоянии бежать? Какой толк будет в том, что
100 издателей кинутся сейчас и здесь издавать комиксы, при
готовых на нынешнее время качественных проектах в количестве
10-20 штук. Будет выпускаться все кому не лень было накалякать
хоть что-то. Ну и будут валяться на лотках никому не нужные
комиксы, потому что ни у кого не хватит денег, чтобы скупить
их все и выбрать понравившийся и ни у одного проекта не будет
хорошо зарекомендовавшего его прошлого. Большой выбор, комиксы
издаются массово, а читатель не готов. Вот это ужасно.
Я вообще считаю постыдным чего-то желать и роптать, когда
у нас и фестиваль комиксов уже второй раз проходит (и не в
подвале, надо заметить, не в квартире, не на улице!), и издательства
начинают шевелиться и, более того, издавать комиксы с качественной
полиграфией, и сайты есть для художников-комиксистов, и сайты
поощряющие изобразительное творчество вообще, и комикс-студии,
и спрос на комикс в других областях!
- И последний вопрос, что бы ты хотел
сказать тем людям, которые никогда не видели комиксов? Какие
слова смогут помочь им понять, что комиксы – это прекрасно?
- Какие тут слова? Просто им надо прочитать качественный
комикс на интересующую их тему и все. Если не понравится,
то, значит, не судьба, а во всех остальных случаях – бескрайние
просторы удовольствия! ^___^
Интервью брал Евгений Тимашёв.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.