Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua  
 

Колумнисты

 

Место встречи изменить нельзя

Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.

Читать дальше


Хеллбой: 15 лет в строю

Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?

Читать дальше


Поиск собственного стиля

Свой стиль рисунка – это как почерк, ведь по нему художника узнают из десятка, сотни других. Сказать по-правде не всем удается найти свой стиль.

Читать дальше


Потрындым о Главном

Итак, спустя всего год после появления на этом ресурсе моей первой заметки пришло время обновить эту традицию, на написать ещё что-нибудь.

Читать дальше

 

Партнеры

 
 

Ретроспектива: интервью с Богданом (февраль 2003 года)

 
Художник-комиксист Богдан Фамилия: просил никому не рассказывать
Имя: Богдан
Год рождения: 1981
Город: Москва
Страна: Россия
Личный сайт: www.xixyc.ru/b_index.htm
E-mail: goddan@manga.ru

- Здравствуй, Богдан. Для начала представься, пожалуйста. Где и когда ты родился?

- Богдан, комиксист-иллюстратор, занимаюсь по большей части своими комиксными проектами и еще заказами. По скромным подсчетам получается, что родился в 1981г. в Москве.

- Где ты учился после окончания школы?

- Секретные данные.

- Как и когда ты пришёл в мир комиксов? Я имею ввиду, почему ты решил заняться этим?

- Появилось желание нарисовать комикс, когда впервые увидел, что это делают и в России (в журнале Великий Дракон публиковались комиксы читателей.). Загорелся идеей, нарисовал комикс и успешно сдал его в тот же «Великий Дракон».

- Перед тем, как нарисовать свой первый комикс ты где-нибудь учился этому, или рисование было твоим хобби?

- Мой первый комикс был нарисован исключительно на великом энтузиазме и нулевым опытом художественного обучения. Рисование было моим хобби, рисование вообще как таковое. Было бы, я думаю, хуже, если бы я обучался рисованию в какой-нибудь художественной школе. Я вообще считаю, что учиться надо у мастеров и самому (а не среди сотни человек и одного на них учителя, который все равно не сумеет заметить и выделить вашу индивидуальность среди всех остальных, у него просто на это времени не будет).

- Были ли у тебя публикации в журналах или газетах? Вспомни, пожалуйста, названия работ и даты публикаций.

- 1998 «Тень» в журнале «Великий Дракон»

1999 апрель-2001 декабрь «Ника» в еженедельнике «Классный Журнал»

2002 «Старый Джем в автобусе» Молоток.

- Одним из самых известных твоих проектов является комикс-сериал «НИКА», выполненный в стиле манга. Почему именно манга?

- Популярно, актуально и, как казалось, просто.

- Как скоро мы сможем увидеть «Нику» на прилавках магазинов?

- Она уже там есть, адреса магазинов есть на www.xixyc.ru/b_nike_n_BUY.htm

- Расскажи, пожалуйста, немного о своём стиле (технике) рисования комиксов.

- Особенностей и сверхотличительных черт не нахожу, так что о технике смысла рассказывать нет. Как обычно: карандаш, тушь, компьютерный цвет.

- Опиши, пожалуйста, основные шаги процесса создания комикса. Как ты это делаешь?

- Я создание комикса разбиваю на 4 части:

Сценарий.

Карандаш.

Тушь.

Цвет.

Сначала придумывается главная идея всего произведения, потом «скелет» сценария (основные события), дальше он прописывается более подробно с учетом передачи определенных нюансов повествования, пишутся грубые диалоги. Ближе к концу все уточняется, правятся отдельные вещи, переставляется местами, додумываются и оттачиваются диалоги.

Карандаш – ну, тут слишком большая технология, чтобы ее объяснять.

Тушь – стальным пером и обычной чертежной тушью обводится карандашный контур, дополняется графика в тех местах, где она необходима (штриховка, царапинки на поверхностях и т.д.)

Цвет – раскрашивается на компьютере и вставляется текст.

- Чем ты занимаешься в настоящее время?

- Придумываю и перерисовываю части проекта «Ника» для издания отдельными книжками.

- Общеизвестно, что ты являешься членом арт-студии «Люди Мёртвой Рыбы». Расскажи, пожалуйста, о том, как она образовалась, кто ещё входит в состав студии, чем вы занимаетесь?

- Я думаю, что лучше пусть про это напишет Хихус. Он – глава студии, так что ему и отдуваться. ^__^

- Как тебе кажется, реально ли сейчас зарабатывать на рисовании комиксов достаточно, чтобы сделать это занятие своей постоянной работой?

- При достаточно активной деятельности и правильном подходе – очень даже реально.

- Не секрет, что ещё 2-3 года назад многие оценивали рынок комиксов в России, как бесперспективный. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Мне бы хотелось узнать, что ты думаешь по этому вопросу.

- Примерно это же я и думаю. Дальше - только лучше.

- С чем связан твой оптимизм, по поводу перспектив рынка комиксов России?

- Не вижу причин быть пессимистом. На комиксном поприще дела идут все лучше и лучше и не только у меня. ^___^

- Каковы твои творческие планы на будущее?

- Громоздки и необъемны. В общем, доделывание «Ники», что займет еще кучу времени, и заседание за новый проект.

- Не мог бы ты приоткрыть завесу тайны и рассказать о своём следующем за «Никой» проекте?

- Я бы рассказал, да только еще сам не знаю, какой именно из тех проектов, что находятся в стадии идеи и сценария, будет доделываться и расти первым.

- Как ты считаешь, если человек захотел начать рисовать комиксы, должен ли он сначала изучить основы художественного дела, или ему следует, отбросив все сомнения, брать в руки карандаш и рисовать так, как он умеет?

- Как мне в последнее время кажется, комикс можно нарисовать без обучения рисованию. Тут дело в таланте именно РИСОВАТЬ КОМИКСЫ. Не все, кто хорошо рисуют, в состоянии нарисовать хороший комикс, так что уровень рисования важный, но не всегда главный показатель в создании комикса. (Можно сочинить небесно крутой комикс про говорящие камни: треугольный и круглый, к примеру. И ведь уже сочинили, надо сказать…)

- Что бы ты посоветовал начинающим художникам-комиксистам?

- Побольше уделять времени комиксу и пытаться понять, как в нем все устроить наилучшим образом. Каждую следующую страницу стараться сделать хоть в чем-то лучше предыдущей. Вот и все.

- Начинающим комиксистам будет интересно, если ты расскажешь, с чего стоит начать, если им захочется рисовать в стиле манга. Поделишься с ними опытом?

- Я не вижу никакой особенной принципиальной разницы между комиксом и мангой. У «комикса» и «манги» просто разные изначальные идейные концепции и системы акцентов. Проще говоря, японцы больше акцентируют внимания на герое (откуда засилье крупных и средних планов) и его внутреннем мире, а западный мир акцентирует внимание на окружении героя (откуда большее количество общих планов). «Манга» - это всего лишь определенная стилизация, она не так уж трудна и ей научиться довольно нетрудно копируя у мастеров.

- Используешь ли ты при создании своих работ компьютер?

- Еще как. Крашу комиксы я только в нем, пока что.

- Что такое, в твоём понимании, по настоящему профессиональный комикс?

- Слишком большой вопрос. Одно определение понятия «комикс» очень громоздко и сложно. Но если попытаться попроще сформулировать некоторые главные черты хорошего комикса, то это:

Полная понятность.

Подчинение центральной идее.

Целостность.

- Расскажи, пожалуйста, немного о своих увлечениях.

- Комиксы, книги, музыка. Всего понемногу. Трудно описать все, поскольку я не приверженец исключительно узких направлений. Мне нравится все, что мне действительно нравится, так будет удобней описать мои пристрастия. ^_^

- Кто твой любимый писатель?

- Роберт Джордан? Макс Фрай? Терри Пратчетт? Дж. Р.Р. Толкиен? Эдгар Аллан По? Рэй Брэдбери? Льюис Кэролл!

- Какую музыку ты любишь?

- Разную. Совершенно разную.

- Кто твой любимый художник-комиксист?

- Тоже сложно выделить одного. Я сам себя терзаю порой этим вопросом, когда стоит проблема выбора из заказываемых новых комиксов. Думаю, следует особо выделить Хаяо Миядзаки (Япония), Мёбиуса (Франция) и Майк Мигнола (Штаты).

- Оказывал ли он влияние на твои работы?

- Да, конечно. Чаще всего обучение новому происходит через осмысление и исследование работ признанных мастеров, которые нравятся тебе, вот и я пытался понять, научиться, перенести опыт и умения этих мастеров на свои работы.

- Общеизвестно, что точкой сбора комиксистов со всего постсоветского пространства в Интернете является сайт «Комиксолёт». С кем из завсегдатаев этого сайта ты знаком лично?

- Ну, с Аёшиным, Ремизовым, Ереминым, Сахновым, Хромовым... Наверняка кого-то забыл. Впрочем, я со всеми комиксистами (почти) так или иначе, знаком.

- Где и когда вы познакомились?

- Разумеется на КомМиссии, фестивале комиксов и на подобных мероприятиях.

- Существует ли в настоящее время в Москве комикс-клуб? Что-то наподобие студии «КОМ», существовавшей в конце восьмидесятых – начале девяностых годов. Или общение комиксистов в основном идёт через Интернет?

- По крайней мере, я ни о чем таком не слышал.

- В прошлом году в Москве проходил первый комикс-фестиваль «КоМмиссия 2002». Принимал ли ты участие в этом событии?

- Да, я как раз представлял Нику и еще множество своих работ.

- Каковы на твой взгляд перспективы фестиваля? Будет ли он развиваться и к чему всё это может привести?

- Будет. К признанию комикса отдельной культурой.

- На предстоящей «КоМмиссии» ты будешь участвовать?

- Я уже участвую. Как же без этого?! Тот не комиксист, кто не участвует в фестивале комиксов!

- Представь себе, что из твоей бутылки «Кока-Колы» вылетел джин и сказал, что он поможет России с популяризацией комиксов. Только он не знает, что должно получиться в итоге и помочь ему в этом вопросе можешь только ты. Как бы ты обрисовал джину своё видение золотой эры комиксов?

- Во-первых, он должен вылететь из моей бутылки «Доктора Пеппера»! =)

А во-вторых, я считаю, что золотая эра чего-то – это что-то перед смертью этого самого чего-то. ДО золотой эры самое интересное и происходит. Я думаю, что спешить не стоит. Зачем гнать индустрию, если она не в состоянии бежать? Какой толк будет в том, что 100 издателей кинутся сейчас и здесь издавать комиксы, при готовых на нынешнее время качественных проектах в количестве 10-20 штук. Будет выпускаться все кому не лень было накалякать хоть что-то. Ну и будут валяться на лотках никому не нужные комиксы, потому что ни у кого не хватит денег, чтобы скупить их все и выбрать понравившийся и ни у одного проекта не будет хорошо зарекомендовавшего его прошлого. Большой выбор, комиксы издаются массово, а читатель не готов. Вот это ужасно.

Я вообще считаю постыдным чего-то желать и роптать, когда у нас и фестиваль комиксов уже второй раз проходит (и не в подвале, надо заметить, не в квартире, не на улице!), и издательства начинают шевелиться и, более того, издавать комиксы с качественной полиграфией, и сайты есть для художников-комиксистов, и сайты поощряющие изобразительное творчество вообще, и комикс-студии, и спрос на комикс в других областях!

- И последний вопрос, что бы ты хотел сказать тем людям, которые никогда не видели комиксов? Какие слова смогут помочь им понять, что комиксы – это прекрасно?

- Какие тут слова? Просто им надо прочитать качественный комикс на интересующую их тему и все. Если не понравится, то, значит, не судьба, а во всех остальных случаях – бескрайние просторы удовольствия! ^___^

Интервью брал Евгений Тимашёв.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.