Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua  
 

Колумнисты

 

Место встречи изменить нельзя

Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.

Читать дальше


Хеллбой: 15 лет в строю

Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?

Читать дальше


Поиск собственного стиля

Свой стиль рисунка – это как почерк, ведь по нему художника узнают из десятка, сотни других. Сказать по-правде не всем удается найти свой стиль.

Читать дальше


Потрындым о Главном

Итак, спустя всего год после появления на этом ресурсе моей первой заметки пришло время обновить эту традицию, на написать ещё что-нибудь.

Читать дальше

 

Партнеры

 
 

Ретроспектива: интервью с Виталием Холмогоровым (февраль 2003 года)

 
Художник-комиксист Виталий Холмогоров Фамилия: Холмогоров
Имя: Виталий
Nick: GrimJim
Год рождения: 1976
Город: Харьков
Страна: Украина
Личный сайт: www.grimjim.com.ua
E-mail: grimjim@grimjim.com.ua

- Здравствуйте, Виталий. Для начала я бы хотел задать вам ряд стандартных вопросов. Я задаю их всем комиксистам. Вот первый из них: представьтесь, пожалуйста, где и когда вы родились?

- Родился в Харькове в 1976 году в простой пролетарской семье.

- Где вы учились после окончания школы?

- Поступил в Политехнический, учился на инженера-метролога. Хрустальная мечта - ездить на джипе и поверять счетчики на бензоколонках так и не осуществилась. Пришлось заняться дизайном в области наружной рекламы, все это длиться уже лет шесть. Здесь полностью реализовалась моя вторая хрустальная - вводить людей в заблуждение, по возможности красиво. Художественное образование отсутствует.

- Как и когда вы пришли в мир комиксов? Я имею в виду, почему вы решили заняться этим?

- Да, так же как и основная масса, с журнала "ПИФ", трофейный, с Алжира везли, друг дал на два дня, это были бессонные ночи, старался все запомнить, после, как результат, бесконечное количество всевозможных своих "комиксов". Страшно даже подумать, сколько было, по 6-8 часов каждый день рисовал, интересовал сам процесс. Архивов не осталось никаких, так как моментально или дарил или выбрасывал. Так продолжалось достаточно долгий период, потом встретил людей говорящих про комиксы и их рисующих (“Комиксолет”). После, отношение к своим работам несколько изменилось. В моем словаре появилось новое слово - "анализ". До сих пор ненавижу его, и предпочитаю второй вариант - "разложение". :)

- А вот об этом, если можно поподробнее. Что такое анализ и как происходит процесс анализа, или разложения?

- Тут, наверное, субъективные особенности мировосприятия. В творческом процессе всегда руководствовался интуицией, потом постепенно понял, что для достижения той или иной цели одной интуицией уже не обойтись, приходиться анализировать (разлагать на составные части), действовать последовательно, руководствоваться какими-то принципами и т.д. Для меня это противоестественно.

Вот вам два подхода:

1. Если черепаху проанализировать, это всего лишь - яйцекладущий, четырехногий панцереносец, определенного веса, роста, наверняка принадлежащий к какой-нибудь биологической группировке, месту проживания, и как максимум, нам доступны сведения о её любимой еде. Что теперь получается - нами разложившееся понятие черепахи, по скорлупе ее вошкаются хропачки энциклопедических знаний, а запах несет в себе смертную тоску.

2. А если полтора-два часа наблюдать за ее концептуальными телопередвижениями, попытаться угадать ее имя и подозвать к себе, песка на морду насыпать, ногой попереворачивать, того же пивка на панцирь плеснуть - это уже совсем другое дело. Мы ничего о ней практически не знаем, но нам с ней хорошо. Это мой подход, к комиксам в том числе. Но надо отдать должное анализу, в некоторых моментах он быстрее приводит к месту назначения, вот мне и приходится балансировать.

- Просматривая ваши работы, меня не покидает желание пойти и купить альбомчик, другой с вашими комиксами. Ведь, согласитесь, смотреть комиксы в Интернете и листать глянцевый журнал это две абсолютно разные вещи. Были ли у вас публикации в журналах или газетах?

- Да, мне жалко смотреть на свои комиксы в Инете, потому что основные силы я затрачиваю на проработку деталей, нюансировку. В Инете это все практически сходит на нет.

Что же касается публикаций, то их было, немного. А еще меньше было действительно этого достойных вещей (я имею ввиду свои работы). :)

Сейчас Krackers позвали "Галимота", это интересно, не потому что Krackers или “Галимот”, а потому что сейчас.

- Это прекрасно, «Галимот» отличная работа. Вы, естественно, согласились?

- Согласился, почему бы и нет, В этом году там выйдет "Молочная бомба" и "Инсайдер". Мне жаль одного, что в чёрно-белом варианте. «Галимот» без цвета уже не тот будет.

- Да, действительно очень жаль. Процентов на 50 вся прелесть «Галимота» именно в цвете (остальные 50% идут на атмосферу). Теперь такой вопрос: вы рисуете комиксы довольно разных жанров. Тут и фантастика, и юмор, и работы для детей. И не смотря на всё это разнообразие, в ваших работах достаточно очевидно просматривается свой стиль. Расскажите, пожалуйста, немного о своём стиле.

- Мне нравится рисовать детские юмористические комиксы (Павсикахий, Диггера…), в технике исполнения явно/неявно просматривается тень Кавазанно… В других комиксах (Галимот, Облакалов) применяю "брутальную" технику, очень часто шариковая ручка, дешевая пористая бумага (с пеньками), иногда меловка, возможны варианты... Никак не могу приучить себя к перу, хотя с него начинал... В последнее время застреваю на прорисовке деталей, для меня распанаханная прибоем черепеха третьего плана может больше значить, чем сам герой... По этому некоторые кадры буквально вываливаются из своих прямоугольных областей, с этим надо что-то делать. Все что мне нужно от читателя так эта неоднозначные эмоции, многогранные, важно количество граней, отзывы “нравится/не нравится”, “круто/не круто” это не совсем то, что я хотел бы слышать о своих комиксах. Хочу, чтобы от моих комиксов было "не по себе".

- А вы считаете, что комикс, в принципе, может заставить человека испугаться, как после резкого появления в кадре маньяка с ножом, или плакать, как после гибели Гэндальфа во «Властелине колец»? Мне всё же кажется, что такого эффекта можно добиться только в кинематографе.

- Испугать и расплакаться, этого тоже мало. Может лучше подойдет термин "мутно". То есть масса эмоциональных оттенков образует мутный поток, время от времени что-то уходит на дно, что-то всплывает. А еще лучше, если чувства будут противоречивыми. Противоречие это движение. Как яркий пример схожего ощущения после прочтения могу привести рассказ Бориса Виана "Дохлые рыбы". В несколько страниц повествование, а отходняк в три дня затянулся. Кто не читал, пусть сделает это.

- Все комиксисты создают свои работы по-разному. Некоторые работают только ночью, в тишине и покое, другим нужно выпить литр чаю или кофе, только тогда голова начинает работать в нужном направлении. Я, к примеру, большинство своих сюжетов придумал, а точней, «вспомнил» («Это нельзя придумать, это нужно вспомнить», Михаил Жванецкий) за чашечкой чая, беседуя со своим братом, Сергеем. Стимулируете ли вы чем-нибудь процесс создания комикса?

- Возвращаясь с работы, пью пиво, думаю, опять пью, слушаю музыку. По приезду домой сюжетная линия практически готова, я окрылен. Дальше диалоги, тут как всегда ступор, приходится выходить опять за пивом. Добиваю сценарий, дальше персонажи, раскадровки, никакого пива - только музыка. Потом как всегда карандаш, ручка шариковая или капилляр, маркер (с тушью у меня не очень), сканер, комп, дигитайзер. Самым приятным является процесс создания сюжетной линии, это из-за пива, наверное. Самые интересные ходы сюжета и образы ко мне приходят экспромтом, во время беседы, спора, часто непосредственно в процессе построения фразы, к концу которой удивляюсь, что сам это сказал или придумал. К сожалению, в своем родном городе (где толпы дизайнеров, художников и пр.) я никого не знаю, и общаюсь на комиксовые темы только в Инете.

- Да, я тоже люблю иногда кружечку, другую пивка давануть. В нашем узком кругу это называется «посабжить», почему, я и сам не знаю :-) А насчёт общения, так слава богу, что Интернет есть! Где бы я с вами по другому так интересно поговорил? Ладно, вернёмся к вопросам. Всем было бы интересно узнать, какими работами вы будете радовать всех поклонников вашего таланта в ближайшее время?

- Сейчас я рисую очередную серию «Галимота». Комплект моих героев постоянно меняется, новые появляются, старые возвращаются, кого-то приходится хоронить. Сейчас у меня любимчик Галимот, в него все силы вкладываю. Его образ вмещает массу составляющих от классического Геркулеса, до Кугеля Джэка Вэнса... В нем нет четких положительных или отрицательных сторон, он "бродячее противоречие".

Цитата:

- Способен ли Галимот на доброе дело?

- Да. Он на все способен.

Три сценария ожидают своей участи. Ну и начал реанимировать свой дохлый сайт, к «КоМмиссии» будет готов. Плохо без дома, тем более что материала накопилось невероятное количество, надо выкладывать.

- Планируете ли вы издать, того же «Галимота» отдельной книгой? Мне кажется, что это очень своеобразная работа. Я когда первый раз смотрел, так всё сразу и не понял. Куча заковыристых имён и названий. Однако всё это делает атмосферу комикса очень самобытной. Я бы обязательно купил.

- Не поверите, сегодня отнес в типографию, «Галимота: Молочная бомба». Тираж будет 2 штуки, максимум 3. Уже по себестоимости он катит на эксклюзивное издание :). Галимота как и многие из моих комиксов не надо понимать, с ними надо поступать как с черепахой на пляже во втором пункте (см. выше). А особые названия от тотальной безграмотности. Мне проще придумать что-то новое, чем вспомнить, как правильно пишется старое.

- Как вам кажется, реально ли сейчас зарабатывать на рисовании комиксов достаточно, чтобы сделать это занятие своей постоянной работой?

- Сейчас врядли, попозже - может быть. Когда рисую, о деньгах не думаю, но от взаимовыгодного обмена готового продукта на дензнаки никогда не отказывался.

- По этому поводу могу привести вольный пересказ одного высказывания моего любимого сатирика Михаила Жванецкого: «Чем отличается талантливый писатель от простого. Обычный – он пишет только за деньги. Платят – пишет, не платят – не пишет. А вот если талантливому человеку не платить деньги он всё равно будет писать. И, что бы вы с ним не делали, он будет писать. Вот в этом отличие». Мне кажется, к вам его очень даже можно применить. Теперь следующий вопрос: что вы планируете рисовать в дальнейшем?

- Я продолжу начатые комиксы, а именно Галимота, Облакалова, Павсикахия, Том Быта, Диггеру, Даун Боба, Экскимоского Царя того же, например, но очевидно придумаю что-то новое, и старики опять уйдут в запас. Спокойнее себя вести, в общем-то, надо.

- Собираетесь ли вы запускать какой-нибудь новый проект?

- Свято место не бывает в тишине, но я старательно избегаю новых идей. Надо со старыми разобраться.

- Как вы считаете, если человек захотел начать рисовать комиксы, должен ли он сначала изучить основы художественного дела, или ему следует, отбросив все сомнения, брать в руки карандаш и рисовать так, как он умеет?

- Брать карандаш, естественно, и рисовать, рисовать, а потом, когда придут первые сомнения в своем рукотворчестве, постепенно интересоваться основами... Но тут я не советчик, потому как успехами в отображении вещей действующей реальности похвастаться могу с натяжкой. Мне проще что-то придумать, и уже никто не скажет, что там что-то не так прорисовано. :) Важен стиль.

- Да, стиль очень важен. Здесь я с вами абсолютно согласен, да и не только я один. Теперь, я бы хотел попросить вас, чтобы вы дали несколько советов начинающим комиксистам.

- До судороги в пальцах и цветных пятнах в глазах, работать (кстати, на эти пятна удобно накладывать контур). Усталость от проделанной работы - будет основным кайфом. Меньше себя жалеть, не оглядываться, и не задаваться вопросом надо ли это кому-то еще... А деньги, женщины и блестящий мопед найдут героя сами :)

- Наверняка, у многих новичков с первого раза не получится достойная и профессиональная работа. Естественно, для повышения своего художественного уровня им нужно будет почитать дополнительную литературу. А вот вы использовали какие-нибудь книги в своём самообучении рисованию комиксов? Если да, то, какие?

- Все что имел в архиве своем (от Астерикса до Экипажа), с того и учился, специальных книг не было, недавно только начал покупать.

- Разные художники используют компьютер на разных стадиях создания комикса. Некоторые рисуют и красят всё на бумаге, используя традиционные инструменты: кисть, перо, карандаш, а затем уже готовую работу сканируют. Другие предпочитают контуры делать на бумаге, а уже красить и доводить на компьютере. Третьи всю работу выполняют на ПК, используя планшеты или дигитайзеры. Я так понял, что контуры вы всё-таки делаете на бумаге, а как обстоят дела с покраской?

- Крашу в Photoshope. Отдельные рисунки часто готовлю во Flash, нравится, как там контур выходит. "Озвучку" в последнее время тоже начал прорисовывать там. Да и потом на выходе чистый вектор, тот же Flash и трассирует классно. Отдельные элементы могу в 3d смоделить, но это скорее исключение. Для осуществления полноценного 3d комикса, сначала надо сбыться пожеланию номер 26 - "Еще 48 часов в мои сутки".

- Каким планшетом вы пользуетесь?

- Graphire 2, мне его хватает.

- Что такое, в вашем понимании, по-настоящему профессиональный комикс?

- А что такое профессиональная книга, или фильм? Наверное, тот комикс, который буду еще не раз открывать-вспоминать... Просто качественный в графике и сюжете комикс, принесший доход создателю или/и издателю, после просмотра займет тоже место в туалете, что и абсолютно лажевый комикс... Нужны повышенные "запас прочности" и "срок годности".

- Всё время работать до потери сознания не возможно. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь в свободное от работы и рисования время? Чем вы увлекаетесь?

- Я легко увлекаюсь чем-либо... Из постоянных - музыка большое место занимает, комиксы, книжки читать тоже люблю, дизайн рисовать всяческий (люблю свою работу), стены обклеивать оракалом, пиво... Недавно горный велосипед купил себе, до этого никогда не ездил. Уже горку присмотрел, жду, когда снег сойдет... фамилия обязывает.

- Весной обязательно расскажите о результатах тестирования нового велосипеда :-) Договорились? Теперь вопрос о кумирах. Наверное, каждый комиксист имеет своего любимого художника, выход каждого нового комикса которого он ожидает с нетерпением и трепетом. Кто для вас является таким человеком?

- Джорджио Кавазанно. Двадцать лет горбатился на Диснея, а индивидуальности не потерял ни капли... Старательно отслеживаю его опусы в периодике Диснея. Луазель, Тюрф нравится... испанцы. Sky Doll сильно потрясла. Я в своих предпочтениях законченный "европеец", хотя интересует и манга, та, что попупсовастее.

- Оказывали ли эти люди влияние на ваши работы? Может быть, вы у них заимствовали какие-нибудь приёмы?

- Комиксы меня в основном вдохновляют, а оказывают влияние совсем другие вещи - музыка, чтиво, политика, новости спорта, рекламные ролики (по телевизору смотрю только ее и мультяки), люди, что ездят в троллейбусах... Из персоналиев - Платонов, Мамлеев, Головин, Павич, Юнг, Эвола, Вирт, Дуглас Пирс, Дэвид Тайбет, Ван Гог, Джэк Вэнс (наворотил). Я мечтаю о том, чтобы у читателя после моих комиксов было такое же ощущение как у меня после прослушивания любимой музычки (apocaliptic folk, dark wave, post-industrial...)

- Вы перечислили ряд комиксистов. Вы следите за их творчеством в Интернете или покупаете свежие выпуски их альбомов в Интернет-магазинах?

- В основном смотрю в Инете, а потом жду пока кто-то подарит :).

- Я думаю не все наши читатели знакомы с творчеством Кавазанно и Тюрфа (я, кстати, вхожу в их число). Не могли бы вы поделиться ссылками на сайты, посвящённые этим художникам.

Конечно. Это ссылка на сайт Тюрфа:
membres.lycos.fr/turfstory
Это те крохи что плавают в инеет про Кавазанно:
www.fumetti.org/autori/cavaz.htm
www.fumettiestorie.com/autori/cavazzano
www.fumettiestorie.com/fumetti/index.htm

- В прошлом году в Москве проходил первый комикс-фестиваль «КоМмиссия 2002». Принимали ли вы участие в этом событии?

- Ага, я ему название придумал. Принимал участие - "Павсикахия" возил. Осталось ощущение незавершенности, потому что как только добрались до большого "круглого" стола комиксистов, чтобы выпить-закусить, мне пришлось ехать на вокзал...:) долго раскачивались.

- Очень интересный факт, это я по поводу названия фестиваля. Расскажите, пожалуйста, как случилось так, что вы стали автором названия?

- Легко. На форуме, когда туда еще захаживал австралопитек Салатский, он возбудил общественность понятием комиксового фестиваля, а позже с применением мозгового штурма общественностью были накреатированы варианты. Хихус выбрал КоМмиссию, а мне все равно больше нравится КомПост.

- Планируете ли вы приехать на мартовскую "КоМмиссию 2003" в Москву?

- Да, планирую, но уже лучше бы она к нам (на Украину). Опять таки, «Галимота» выставил.

- Я долго думал задавать или нет свой следующий вопрос… все-таки я его задам. Почему закрылся ваш с Максимом Богдановким совместный Интернет-проект «Комок»? Все так ничего и не поняли, что произошло? Ведь это был отличный сайт, и, что не маловажно, это был украинский сайт.

- Я потерял интерес к сайту, а Макс не захотел продолжать вести его сам.

- И последний вопрос, которым я заканчиваю все интервью: что бы вы хотели сказать тем людям, которые никогда не видели комиксов? Какие слова смогут помочь им понять, что комиксы - это прекрасно?

- Слова должны быть грубые, тон повышенный, мимика развязанная, жесты непристойные, не исключается физический контакт, иначе точно не поймут, что комиксы - это прекрасно.

Интервью брал Евгений Тимашёв.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.