Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.
Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?
- Здравствуйте, Владимир. Для начала
представьтесь, пожалуйста. Где и когда вы родились?
- Сказать, где и когда родился – это значит «представиться»?
:-) Представлюсь: я родился в городе Кизляре, в Дагестане,
в 1977 году.
- Где вы учились после окончания школы?
- После школы я поехал на год в Америку и там учился в местной
High School, в 12-ом классе. Такой был культурный обмен. Потом
я два года проучился в московском Университете Дружбы Народов
(это где негры героин продают) на отделении международной
журналистики, изучал арабский язык, но бросил это гнилое дело.
Пытался учиться еще в нескольких местах, но пока остановился
на вечернем отделении исторического факультета МПГУ.
- Я смотрю, в вас сидит непреодолимая
тяга к знаниям. :-) Чем это вызвано?
- Просто я балбес. Быстро загораюсь и также быстро остываю.
Мне трудно довести что-нибудь до конца. Так и болтаюсь до
сих пор между небом и землей, никак нигде не приткнусь. :-)
- А сейчас, слегка перефразировав,
я задам вам вопрос, который задавал какой-то иностранный журналист
Владимиру Высоцкому. Вы человек, достаточно известный. Кто
рисует ваши комиксы? :-)
- Вообще, с тех пор, как я купил компьютер, с этим проблем
больше нет: я ввожу ключевое слово, а он рисует комикс. Я
верю, что в скором будущем человечество уступит свое место
на этой планете искусственному разуму. 8-]
- Ну ладно, шутки в сторону. Мой следующий
вопрос будет таким: как и когда вы пришли в мир комиксов?
Я имею в виду, почему вы решили заняться этим?
- В принципе, в мир комиксов я пришел давно. В начальных
классах школы у приятеля я видел книжки с историями в картинках,
и они меня увлекли. Я не старался никому подражать, тем более
достать комиксы в местах, где я тогда проживал, было весьма
затруднительно, просто рисовал свои фантазии. Наверное, на
меня в этом плане даже больше подействовало кино. Не имея
возможности снимать свои собственные фильмы, как Спилберг,
я их рисовал. Брал школьную тетрадку в клетку, делил страницу
вертикальной и горизонтальной линией на четыре части - вот
и получались четыре кадра. Одно время мы рисовали такие истории
вместе с моим двоюродным братом. Он был гораздо более «продвинутее»
меня в смысле количества просмотренных китайских видео-боевиков
и к тому же я всегда завидовал его стилю рисунка, даже старался
подражать. Жаль, он потом забросил это дело. Занялся карьерой,
отрастил брюхо...
- Посмотрев ваши работы, я бы отметил
очень добротную и качественную графику. Скажите, пожалуйста,
вы сразу так начали рисовать или только годы упорных тренировок
и оттачивания мастерства позволили вам выйти на ваш теперешний
уровень?
- Скромно замечу, что не считаю свой уровень достаточно высоким.
Большинство представленных, например, на «Комиксолете» авторов,
по-моему, рисуют гораздо лучше меня. Мне еще нужно много работать.
Я наметил себе путь, по которому хотел бы развиваться, но
по нему еще идти и идти.
Потом, по моему глубокому убеждению, комиксы - это отнюдь
не только графика. Важна еще история, мораль, юмор. Комикс
- это достаточно сложное явление. Может быть, я беру в определенном
смысле техникой (все-таки рисую с раннего детства, окончил
художественную школу), но мне не хватает стиля. Трудно придумывать
внятные истории, а уж юмор мой людям понятен далеко не всегда,
хотя, конечно, это можно считать их личными проблемами...
:-)
- Рисуя собственную серию комиксов,
я первым делом придумываю сюжет, затем расписываю диалоги,
делаю раскадровку и, наконец, начинаю рисовать. А как создаёте
комикс вы? Что делаете сначала, придумываете героев или всё-таки
сюжет на первом месте?
- Трудно вот так по порядку все разложить. Всегда сначала
появляется идея. Что-то увидел, прочитал, подумал вдруг. Может
быть, это журналистская привычка, или особенность моего мышления,
но сначала появляется какой-нибудь текст. Диалог, в котором
два еще бестелесных героя обсуждают какую-нибудь проблему...
Я всегда иду от текста, герои как-то возникают вслед, подстраиваясь
под идею. Никогда такого не было, чтобы я рисовал какого-нибудь
персонажа, а потом стал придумывать для него историю... Хотя,
может и было, всего не упомнишь...
- Кстати о героях. Есть ли у вас, среди
ваших персонажей любимчики?
- Да они все любимчики. Душа болит только, что они в большинстве
своем бесхозные. Есть сюжет, наброски, иногда даже примерная
раскадровка, а до полного воплощения дело все не доходит.
Прямо не знаю. Надо брать себя в руки, что ли, и заканчивать...
Хотя у меня больше все масштабные проекты: полос на 64 минимум,
а то и «бесконечные» сериалы типа Х-менов и прочих. А денег
за это никто пока давать почему-то не хочет... ;-)
- В тех интервью, которые я уже успел
взять у отечественных профессиональных комиксистов, неоднократно
звучала мысль о том, что качественная графика в комиксе не
обязательна, и, что в некоторых работах сюжет с лихвой компенсирует
все недочёты изображения. А, что первично для вас, графика
или сюжет?
- Дам уклончивый ответ: повторюсь, что комикс можно оценивать
только как комплексное явление. Графика тянет за собой сюжет,
а сюжет - графику. Они обуславливают друг друга. Важно под
конкретный сюжет подобрать подходящую графику и наоборот.
Если угадал - честь тебе и хвала.
- Одной из самых интересных ваших работ
можно назвать комикс «Вехи». Там вы рисуете довольно мрачную
картину нашего будущего. И, что интересно, главным героем
являетесь вы сами. Расскажите, пожалуйста, о том, как создавался
этот комикс. Как пришла идея, почему именно Владимир Сахнов
– главный герой?
- Ну, это уже скорее не будущее, а альтернативное настоящее.
Я думаю, будущее у нас будет скорее неожиданное, не обязательно
мрачное, но интересное. А это так, прямая экстраполяция существующих
тенденций в будущее. Проблема всякой футурологии в непредсказуемости
развития истории. То есть, в общих чертах история повторяется,
но каждый раз в разных формах. Это как если бы делали прогноз
развития транспорта в Лондоне начала 19 века: «при нынешних
темпах через пятьдесят лет город будет завален лошадиным говном»...
А то, что герой - я, так мне часто говорят, что кого я бы
не рисовал, все получаюсь я сам. В смысле, не я сам, а некий
такой идеальный я, не от слова «идеал», а от слова «идея».
История создания комикса такова: сейчас я на своем сайте выложил
первую полосу, которую Андрей Аёшин отказался в свое время
выставлять у себя, поскольку ее содержание показалось ему
неясным, там собственно, описаны реальные события. Мы сидели
в гостях и услышали по радио что-то про Останкинскую башню,
включили телевизор - а там кукиш с маслом. Тогда мы побежали
на смотровую площадку Воробьевых гор, откуда некоторое время
глазели на освещенный конус дыма на горизонте. В бинокль было
видно даже пламя. Очень интересные переживания были. Год назад
началась вторая чеченская война, «Курск» только что затонул,
все задавались вопросом «ху из мистер Путин?». Как-то сразу
в голове и сложилась история. На старом варианте сайта был
выход на текст рассказа «Вехи» - я ведь рассказ сначала написал,
потом уже его в комикс переделал. Может быть, опять выложу.
Вот, собственно, поскольку с меня эта история началась, мною
она и продолжилась, и закончилась. Серая глава происходит
в Саратове, последняя коричневая - в Екатеринбурге. В обоих
городах я бывал.
- Как вы считаете, если человек захотел
начать рисовать комиксы, должен ли он сначала изучить основы
художественного дела, или ему следует, отбросив все сомнения,
брать в руки карандаш и рисовать так, как он умеет?
- Трудный вопрос, поскольку у меня в этом смысле уже нет
выбора... Вообще, конечно, если чего-то очень хочется, нужно
отбрасывать все сомнения и делать - это единственный способ
прожить жизнь незряшную. Просто на определенном этапе утыкаешься
в то, что твоих умений не хватает, чтобы выразить то, что
ты хочешь. Учиться, правда, никогда не поздно. Было бы то
самое желание...
- Учась на четвёртом курсе университета,
я понял, что уже сейчас я свободно могу зарабатывать себе
на жизнь, работая по специальности. Выходит так, что оставшиеся
полтора года я трачу время на образование только для того,
чтобы получить диплом. Причём большую часть знаний, необходимых
для современного компьютерного специалиста, я добывал себе
сам, занимаясь самообразованием. Университет в этом плане
как обычно позади планеты всей. А, как обстоят дела с образованием
для художника-комиксиста? Нужно ли учиться все 5 лет, чтобы
рисовать качественные комиксы или всё-таки можно овладеть
всеми тонкостями раньше? Важен ли диплом в работе художника-комиксиста?
- Я с перерывами учусь в разных вузах уже почти восемь лет,
и понял, что диплом не нужен нормальному человеку вообще.
Это так, необязательное приложение. Для престижа, а в основном
просто для удовольствия. Проблема высшего образования у нас
в стране - это то, что оно является прямым продолжением средней
школы. Большинство людей просто не знают, на хрена оно им
нужно. Родители там заставляют или в армию не хочется... Это
способ такой заставить человека, социально еще (да и психически
зачастую) не созревшего (а созревают у нас сегодня ой как
поздно, если вообще созревают...) хоть что-нибудь выучить,
пока мозги еще не совсем затекли. С возрастом ведь тупеешь,
это определенно. Водки вон сколько приходится пить... :-)
А комиксам у нас не учат нигде. И классическое художественное
образование здесь только помеха, на мой взгляд. Даже у иллюстраторов
книжных мозги и то по-другому устроены, я в этом убедился,
когда хотел в полиграфическом институте поучиться на художника.
Наиболее близко к комиксистам стоят мультипликаторы - и Даня
Кузьмичев тому яркий пример. Мультипликация и ее новые формы,
Flash, например, диктуют особый стиль и образ мышления. Вот
чему можно поучиться. Но не в университете, конечно. По сегодняшним
временам университеты слишком громоздкая структура, а тут
все так быстро меняется. Желание надо иметь.
- Представьте себе ситуацию: молодой
человек увлёкся комиксами и нарисовал собственную работу.
Он не знает, хороша она или плоха. Ему вроде бы хочется опубликовать
где-нибудь свой комикс, но, во-первых, он не знает где их,
вообще, печатают, а во-вторых, он боится болезненного отказа.
Куда податься такому начинающему комиксисту?
- Хе-хе. Если б я знал. Я ведь практически такой же начинающий
комиксист. Если бы у нас в стране был сложившийся рынок...
Думаю, за таким советом лучше обратиться к более старшему
поколению, которое бьется над пропагандой комиксов у нас в
стране с конца 80-х годов...
Бояться не надо. Стоит показать свою работу какому-нибудь
опытному человеку, но только такому, что понимает в комиксах
(мне, например ;-)), но тоже не слишком прислушиваться к его
советам. Как душа лежит, так и надо делать. В журналы всякие
глянцевые и не очень попробовать, вообще посмотреть, где такие
вещи печатают, изучить рынок, так сказать. Сейчас в рекламе
стали комиксы чаще использовать. А можно прямо заграницу обращаться.
Я знаю людей, которые работают на зарубеж и вполне счастливы.
- Если не секрет, на какой «зарубеж»
эти люди работают? :-) В смысле, с какими издательствами или
журналами они сотрудничают?
- Ну-у-у, все вам расскажи. :-) Работы, в принципе, навалом,
нужно только проявить чуточку упорства и находчивости. Издательства
за рубежом заинтересованы в новых талантах, нужно только доказать,
что вы то, что им нужно - выдавать качество и не опаздывать
со сроками. Один мой знакомый публикует свои иллюстрации на
американском сайте для графоманов и получает нормальные по
нашим меркам деньги. Он там стал даже своего рода знаменитостью,
поскольку профессионалов в сети вообще довольно мало. Другие
выходят прямо на издательства, а то и уезжают работать. На
Украине много художников и дизайнеров работают на американцев.
Игры делают и прочее.
- И ещё один вопрос, интересующих многих
начинающих комиксистов. Какие книги вы использовали в своём
самообучении рисованию комиксов? Что бы вы могли посоветовать
новичкам?
- Мое главное преимущество в том, что я практически свободно
владею английским языком и могу шариться на иностранных комиксовых
сайтах, там много всяких полезностей я нарыл, когда решил
заняться комиксами всерьез. У меня на сайте в разделе ссылок
есть часть таких полезных адресов. Добро пожаловать всем.
Не забудьте только выучить английский язык. ;-)
Большое влияние на меня оказала широко известная на Западе
книга Скотта Макклауда «Суть комикса» (Understanding Comics),
которую мне привезли пару лет назад из Штатов. Я как бы определился
со своим пониманием того, что такое комиксы.
Могу еще посоветовать побольше смотреть хорошее кино и почитать
что-нибудь про киномонтаж, только что-нибудь конкретное, а
не рассуждения о роли искусства в нашей жизни. У меня есть
одна замечательная в этом смысле брошюрка о том, как снимать
любительские фильмы. Кино и комикс - очень похожие виды искусства,
недаром существует такое явление, как режиссерская или операторская
раскадровка - тот же комикс. Тут стоит еще вспомнить отношения
Манары и Фелини...
Чтобы отработать технику, стоит почитать какие-нибудь книги
обучательные, их сейчас много продают, обзавестись анатомическим
атласом и БОЛЬШЕ РИСОВАТЬ.
- Я недавно заглянул на amazon.com
в поисках интересной литературы. Книгу “Understanding Comics”
а там видел, причём, судя по отзывам, это действительно стоящая
вещь. Не могли бы вы, в двух словах рассказать об этой книге.
О чём она и каким комиксистам (новичкам или профи) она будет
полезна?
- У меня есть на самом деле мысля взять и перевести ее на
русский. Очень уж она мне нравится. Там есть много спорных
моментов, но в целом очень здорово, что кто-то сел и подумал
над такими вопросами. Большинство комиксистов действуют интуитивно,
либо просто стараются кому-нибудь подражать, а в книге Макклауда
комикс разложен как отдельный вид искусства. Прямо гордость
берет.
Там говорится о сути комиксов, о том, что это действие, воплощенное
в пространстве, как в кино - во времени. Например, одним и
тем же целям служит панорамный кадр в фильме и страница-splash
в комиксе - они дают ощущение масштабности, позволяют проникнуться
атмосферой происходящего.
Также там разбирается основное различие западных и японских
комиксов, даются основные алгоритмы межкадровых взаимодействий,
обсуждается баланс между тремя китами, на которых держится
искусство комикса (а может, и всякое искусство вообще) - реалистичностью,
символом и «искусством ради искусства»... Это сильная книга,
она может прочистить мозги и новичкам и профи.
- Что такое, в вашем понимании, по-настоящему
профессиональный комикс?
- Определение простое - это тот комикс, за который платят
деньги.
- Наверное, каждый человек имеет в
жизни какую-то страсть. Один готов отдать десять тысяч долларов
за новую модель фотокамеры, другой коллекционирует картины,
стоящие баснословных денег. Есть ли у вас подобное увлечение?
За что вы готовы выложить любые деньги?
- Ну, денег у меня не так много, чтобы их за что-нибудь вот
так выкладывать... Тут скорее можно говорить о неких мечтаниях...
Хочу собрать армию Warhammer, например. Фотокамеру хорошую
купить. Одежду удобную люблю. Книги. Много чего. Это кроме
комиксов все, в смысле.
- Сейчас во многих телепередачах мусолится
тема того, что современная молодежь катастрофически мало читает.
Мне, например, кажется, что не нужно заставлять 16 летнего
подростка читать «Войну и мир» или «Мёртвые души». Я думаю,
если он в будущем дорастёт до того же Толстого или Гоголя,
то он сам возьмёт с полки книгу и с удовольствием её прочитает.
А что читаете вы? Какие книги вы бы порекомендовали подрастающему
поколению?
- Вопрос, конечно, в том, дорастет ли он до Толстого с Гоголем
вообще... Заставлять читать в школе - безусловно глупость,
я сам еще это помню. Но нужно неким образом расставлять ориентиры,
чтобы человек знал, за что ему взяться, если у него возникают
конкретные проблемы. Есть еще, правда, проблема того, что
все читать нужно в свое время...
С другой стороны, у каждого времени свои герои. «Книжные»
переживания в советское время, например, компенсировали людям
отсутствия получения острых ощущений в путешествиях по миру,
например. Читаешь Жюль Верна и воображаешь, что ты на необитаемом
острове - вот потеха. Теперь компьютер вполне справляется
с этой задачей. А то и тур просто на этот самый остров можно
купить, если деньги есть. Немногие вообще за всю свою жизнь
задумываются над проблемами, которые в своих книгах поднимают
«серьезные» писатели. Не нужно это для НОРМАЛЬНОЙ жизни. Всего
делов-то: в школу-институт походил, быстренько женился, кого-нибудь
родил, карьеру маленько построил, а там, глядишь - и пенсия,
можно в огороде покопаться. А если сильно в отрочестве с Наташи
Ростовой пример брать, то можно потом в жизни очень разочароваться.
Но некоторым, конечно, все неймется. Возможности мозга до
конца не используются, вот они (мы?) и ищут им применения.
Сам я все мечтаю докончить Достоевского (как ни пафосно это
звучит) - половину прочитал его книг, на остальное сил не
хватает. Нравится мне, но много сил душевных отнимает. Харуки
Мураками очень душу греет. Из очень простого - жду дальнейших
переводов Карда серии «Мастер Альвин», с подросткового возраста
осталась любовь к Гарри Гаррисону - его (совместную, правда)
вещь «Молот и Крест» считаю вообще одной из сильнейших в современной
фантастике (если достаточно широко трактовать термин «фантастика»)
- питаю слабость к истории Северной Европы времен викингов...
Подрастающему поколению (это в сравнении с моим возрастом
кто получается?) посоветовал бы читать то, что нравится, а
если не нравится - не читать. Все равно никуда не денутся,
карма их настигнет.
- Как человеку не имеющему специального
художественного образования, современные популярные направления
в живописи мне, честно говоря не понятны. Люди, которые восхищаются
чёрными и красными квадратами, посещающие галереи уродиков
и говорящие, что это шедевры вызывают у меня недоумение. Как
вы относитесь к современной живописи?
- Живопись - это достаточно сложное для восприятия искусство.
Надо быть подготовленным, чтобы научиться по-настоящему оценивать
живопись. Большинство стилей и направлений живописи мне понятны,
даже самые абстрактные. Другое дело нравится, не нравится.
Я, конечно, предпочитаю более реалистичную живопись, но и
«Черный квадрат» меня вполне устраивает. Их надо просто по-разному
оценивать. «Черный квадрат» - это символ, и его надо таким
воспринимать. Ну и так далее.
- На моё решение начать проект «Весёлые
зверята» очень сильно повлияли такие художники, как Стефан
Пастис (“Pearls before Swine”), Билл Шор(“Grizzwells”), Стив
Брин(“Grand Avenue”). Кто ваш любимый художник-комиксист?
- Ух ты, тут без reference material не обойдешься. Так сразу
не скажу. Многие нравятся. Каждый по-своему, каждый дает мне
что-то. Тут, скорее, о стиле можно говорить. Хотя, наверное,
парочку имен можно вспомнить. Я, например, в восторге от американца
Симона Бизли.
- Оказывал ли он влияние на ваши работы?
- Скорее нет, чем да. Он мне просто напоминает о том, что
всегда есть, куда стремиться.
- Как вы познакомились с творчеством
Бизли, купили его альбом или видели работы в Интернете? Если
второе, то дайте, пожалуйста, ссылочки, я думаю, всем будет
не безынтересно его творчество.
- С Бизли я познакомился через журнал «Хеви Метал» - он там
один из любимых авторов. Я раньше регулярно покупал этот журнал
на ярмарке в «Олимпийском» в Москве, так и пристрастился.
Этот художник не перестает поражать меня своей фантазией и
изощренностью. Конечно, фантазия его изощряется в достаточно
узких коммерческих рамках, несмотря на всех уродов, что он
любит рисовать, я бы не назвал его извращенцем, как многих
других из того же племени, и он к тому же отличается от всех
удивительным профессионализмом и тщательностью работы. У меня
на диске есть его книжка что-то типа «Бэтмен и Дредд», тупая
вещь по сюжету, но работа Бизли как художника делает ее, с
моей точки зрения, шедевром. На максимально возможном при
сохранении качества увеличении рисунка видно, сколько труда
он вложил в иллюстрации к этой истории и выглядит это просто
потрясающе. К сожалению, в свете того, что я уже сказал по
поводу комиксов, как комплексного явления, эта книжка из-за
убогости сюжета может рассматриваться почти исключительно
как альбом с иллюстрациями.
А вот со ссылкой в Инете я, пожалуй, затруднюсь. Прошли времена
моего халявного доступа в сеть и значительная часть накопленных
мною ссылок пропало, так что я буду искать по-новой. Но будьте
уверены, как найду - обязательно выложу в разделе ссылок на
своем сайте!
- С появлением компьютера, технология
создания комиксов претерпела некоторых изменений. Например,
многие начали красить свои работы только на компьютере, тексты
в баллонах также практически все заполняют, используя ПК.
Используете ли вы при создании своих работ компьютер?
- Безусловно, это удобно. Долгое время у меня не было финансовых
возможностей для покупки собственного компьютера и я раскрашивал
все вручную. Но, поскольку я скорее график, чем живописец,
компьютер теперь сильно облегчает мне жизнь.
- А чем графика отличается от живописи?
- Ну-у-у, батенька... :-) Совсем просто: графика - это линия
и форма, а живопись - это цветовое пятно. Если кто-то может
оспорить подобное определение, флаг ему в руки и так далее,
но это моя выстраданная в боях за понимание искусства формула.
Таким образом, все, что подчеркивает форму - это, скорее,
графика, а все, что апеллирует прежде всего к восприятию цвета
- живопись. Конечно, как и во всем, трудно выделить чистые
формы. Чаще всего графика и живопись смешаны, но для простоты
можно дать пример: практически весь Ван Гог - это живопись,
а Малевич со своим «Квадратом» - уже точно графика, хотя и
выполненная живописными средствами. А Миньола - графика стопроцентная.
:-)
- Уровень современного программного
обеспечения очень высок и возможности графических пакетов
весьма и весьма впечатляющи. Многие люди, не обладающие какими-то
особенными художественными данными, используя компьютер, могут
сделать довольно внушительные вещи. Как вы считаете, компьютер
- плодит нерадивых художников или всё-таки он помогает людям
творческим, а тем, кто не способен на качественную работу,
помочь он ни чем не может?
- Смотря для чего эти люди делают эти вещи. Бог им, в конце
концов, судья, но есть и другой критерий в современном потребительском
обществе. Называется «пипл хавает». Компьютер тут не причем,
нерадивые художники плодятся всего лишь вследствие демографического
взрыва. История нас рассудит.
- Бытует мнение, что комикс обязательно
должен быть смешным. Как вы считает, юмор и комикс – синонимы?
- Это один из больных вопросов. Обычно отходишь после него
в уголок и некоторое время борешься с желанием ударить высказавшего
подобное мнение человека по голове табуреткой. КОНЕЧНО НЕТ.
Примеров тому туча, просто не у всякого найдется достаточно
интереса поискать.
- Представьте себе ситуацию: на дороге
вы нашли чемодан с деньгами. Вы можете купить себе квартиру,
новую машину, либо вы можете издать на эти деньги комикс и
попытаться их приумножить. Будете ли вы издавать комикс, если
да, то какой?
- Ух ты. Какой еще комикс! Машину я, конечно, покупать не
буду, нафиг она сдалась, но жилье - это святое! За комиксы
должен платить издатель, а не художник!
- Не секрет, что за границей, в частности
в США, большой популярностью пользуются комиксы про супергероев
(Супермен, Спайдермен и т.д.). Мне лично кажется, что возьми
сейчас любой отечественный комикс и начни каждый день раз
по 10 по телевизору рассказывать, что это самый крутой и сногсшибательный
комикс, и вообще комиксы – это модно, так завтра же этот альбом
разойдётся миллионными тиражами. Как вы считаете популярность
спайдерменов следствие настойчивой, последовательной и целенаправленной
рекламы или эти комиксы действительно велики?
- Секрет популярности комиксов и, в частности, суперменских
комиксов в Америке заключается в истории их развития в этой
стране и в образе мышления американцев. В СССР тоже были комиксы,
но они пали жертвой холодной войны («американщина») и особого
отношения к книгам, о чем я уже говорил - книги дают больше
простора воображению, куда советские граждане бежали от постылостей
совковой жизни. В Америке же люди действительно всегда гораздо
меньше читали, а информация легче усваивается, если изображение
и текст комбинируются (принцип рекламы). Потом, любой супергерой
- это воплощение «американской мечты» - «кто был ничем, тот
МОЖЕТ СТАТЬ всем». В американской рекламе пропагандируются
не комиксы, а именно образ жизни, который позволяет Америке
быть ведущей державой мира. УЖ Я ТО ЗНАЮ.
А сами комиксы, конечно, ничего особого из себя не представляют.
У меня довольно представительная коллекция и могу сказать
откровенно: большинство из них просто убого. Дебильные сюжеты
и отвратительно непрофессиональное рисование. Однако у американцев
есть один секрет, за счет которого они держатся. Это самый
большой в мире рынок комиксов и то, что они из любой мало-мальски
ценной идеи умеют извлекать прибыль. А идею всегда подкинет
какой-нибудь энтузиаст... Правда, в последнее время у них
там системный кризис, но об этом можно подробнее поговорить
в другой раз.
- И последний вопрос, что бы вы хотели
сказать тем людям, которые никогда не видели комиксов? Какие
слова смогут помочь им понять, что комиксы - это прекрасно?
- Тем, кто никогда не видел комиксы могу посоветовать их
увидеть и в достаточном разнообразии, вдруг ЭТО ВАШЕ. Тогда
вы пойдете в магазин и начнете платить за них деньги, а я
начну деньги зарабатывать. Прошу не принимать это за цинизм,
просто кушать очень хочется, а работать просто для того, чтобы
зарабатывать - тошно. И слова тут никакие не помогут, надо
все глазами увидеть.
Интервью брал Евгений Тимашёв.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.