Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua  
 

Вход в систему

 
 

Колумнисты

 

Место встречи изменить нельзя

Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.

Читать дальше


Почему меня нужно хвалить и нельзя ругать

На мысль написать эту колонку меня натолкнула реплика одного анонимного комментатора (все-таки и от них бывает польза), пребывающего в иллюзии о том, что комиксиста, рисующего стрипы для сайта comics.com.ua можно сравнить с водопроводчиком.

Читать дальше


Хеллбой: 15 лет в строю

Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?

Читать дальше


Поиск собственного стиля

Свой стиль рисунка – это как почерк, ведь по нему художника узнают из десятка, сотни других. Сказать по-правде не всем удается найти свой стиль.

Читать дальше


Потрындым о Главном

Итак, спустя всего год после появления на этом ресурсе моей первой заметки пришло время обновить эту традицию, на написать ещё что-нибудь.

Читать дальше

 

Партнеры

 
 

Ретроспектива: интервью с Романом Сурженко (март 2003 года)

 
Художник-комиксист Роман Сурженко Фамилия: Сурженко
Имя: Роман
Nick: Робин
Год рождения: 1972
Город: Таганрог
Страна: Россия
E-mail: Rob72@mail.ru

- Здравствуйте, Роман. Большое спасибо, что согласились на это интервью. Первый вопрос традиционен: представьтесь, пожалуйста. Расскажите немного о себе, о месте своего рождения.

- Здравствуйте, Евгений. Большое спасибо, что решили взять это интервью. Родился я на свет Божий в октябре 1972 г. в городе Таганроге, что на берегу Азовского моря. Таганрог был основан Петром I и сначала номинировался на звание «южной столицы», но Петр не успокоился и основал Санкт-Петербург… Так что живу я в обычном провинциальном городе со своей историей.

- Далеко не все комиксисты имеют специальное художественное образование. Есть ли оно у вас, или в юношестве вы хотели получить другую специальность?

- У меня нет специального художественного образования, в том смысле, что я не оканчивал специальных учреждений, но всегда была бешеная тяга к рисованию. В детстве родители отдали меня не в художественную, а музыкальную школу, где я оттрубил от звонка до звонка, параллельно занимаясь спортом, потом поступил в Таганрогский Государственный Радиотехнический Институт. Вряд ли я был хорошим студентом, но мои лекции, в которых количество рисунков, карикатур и логотипов рок-групп подавляло текст, неизменно вызывали у преподавателей неуместное веселье. Просто я всегда четко представлял себе, как я хочу рисовать, и это побудило меня самому изучать такие основы, как перспективу, светотень, композицию и пр.

А в юношестве я менее всего представлял свое будущее в качестве художника-иллюстратора или комиксиста. Это осознание или, без преувеличения, прозрение пришло ко мне на 4 курсе университета (к тому моменту «Радик» обрел статус «универа»).

- Значит вы ещё и музыкант :-) Если не секрет, то на каком инструменте вы играете?

- В том то и дело, что я не стал музыкантом, точно так же, как и наличие художественного образования, еще не делает из человека художника. Школу я окончил по классу скрипки, играл в основном на нервах, а после экзаменов повесил футляр с инструментом на стену.

- По каким книгам вы изучали основы композиции, светотени и тому подобных премудростей?

- Очень точная формулировка – основы. Это была древнее советское пособие «Практическое руководство юного художника», которое включало статьи наших мэтров живописи и скульптуры по этим и многим другим вопросам. Ну а дальше – сам. Бесконечно рисовал интерьер квартиры, натюрморты. В плане композиции первым крутым уроком для меня послужил «Александр Невский» Эйзенштейна. Там каждый кадр – шедевр композиции. Я с тех пор любой фильм воспринимаю, прежде всего, с этой точки зрения.

- Поделитесь с нами, как получилось, что вы начали рисовать комиксы?

- Если позволите, говорить буду не только о комиксах, потому, что комикс - одна из многочисленных граней изобразительного искусства вообще, хотя и уникальная. Рисовал, наверное, с того момента, как начал себя осознавать. То есть рисовал все, как и обычный ребенок, но с остервенением. В то время, да и сейчас тоже, любое событие, любая увиденная картинка, прочитанная книга заставляли хвататься за карандаш. Первое знакомство с комиксами – «Веселые картинки» («Спартак», «На поле Куликовом» и что-то по произведениям Жюля Верна). Став чуть постарше, познакомился с «Пифом» и после этого решил заняться рисованием более серьезно. А первым моим «детским» комиксом были рисованные серии по «Аргонавтам» и «Илиаде» в пересказе Куна. Это точно было еще до школы, потому что тексты и озвучку я писал печатными буквами (прописью еще не владел), и персонажи в стиле «палка-огуречик» были одеты в гребнистые шлемы, сапоги и вооружены винтовками и автоматами. Мне это тогда казалось естественным. Работа над кадром прекращалась, когда из-за пунктирных линий выстрелов и надписей «Ба-бах!», рисунок превращался в черный или синий квадрат.

В первых классах школы я с головой погрузился в Библиотеку Всемирной Литературы. 200 томов с совершенно потрясающими иллюстрациями постоянно не давали мне покоя. Уже тогда я ощутил жуткую неудовлетворенность между тем, как я рисовал, и как хотел рисовать (она и сейчас присутствует). Где-то лет в 9 мне досталось «Практическое руководство юного художника», и я начал его штудировать и учиться.

Следующий «опус» в стиле комикса был навеян модой на восточные единоборства и первым появлением на кабельном телевидении «Звездных Войн». Я назвал его (было это классе в восьмом) без лишних затей «Брюс Ли-Операция Шаолинь». Возился я с ним недолго, потому что идея переросла позже в сериал, который в виде сценария развивается и по сию пору.

Следующим этапом были комиксы (тоже неоконченные) по мотивам Р. Говарда «Крылья в ночи» и «Люди черного круга», которые я начал рисовать в «универе». В это период я познакомился с художником-иллюстратором, который вообще изменил мою жизнь, приведя сначала в местное, затем в областное издательства. Несколько лет после окончания ТРТУ я проработал как художник-иллюстратор, пока не нашел для себя это занятие бесперспективным.

Потом был короткий комикс «Изгнанник». Вернее это первая часть проекта «Путь Василиска», который я собираюсь продолжать по мере поступления сценария. Появился он потому, что перерыв в рисовании в несколько лет стал невыносимым. Я задумал комикс про тусовку экстремалов в надежде заинтересовать какое-нибудь молодежное издание, но в поисках материала наткнулся в прямом смысле слова на два клана толкинистов. Совместно с руководителем одного из них родилась идея сделать комикс на эту тему для большей популяризации движения. Ну, я и сам немного оружием помахал…

- Интересно, интересно… :-) Каким это оружием, и где вы им махали? Расскажите поподробней.

- Да деревянным, естественно, и на природе. Жаль, не был ни на одной из ежегодных игр, которые проводятся у нас в области и собирают по 300-500 человек. Настоящие массовые спектакли. Кстати в выпуске «ВП» «Лесная молотиловка» отражены характерные черты таких игрушек плюс масса мелких реальных деталей. Я, правда, ходил на «боевки» как в своеобразный «Бойцовский клуб» - сложный был период в жизни. Приходил потом на работу и вел себя почти как герой Нортона.

- К сожалению, реальность такова, что не все художники имеют возможность рисовать комиксы. Жизнь диктует свои условия и многим приходится зарабатывать себе на жизнь другими путями. На комиксы же, времени не всегда хватает. Рисуете ли сейчас комиксы вы?

- Я только этим сейчас и зарабатываю, плюс отдельные заказы, которые я именую «шабашками» (разработка персонажей, этикетки, плакаты, открытки, раскадровка для рекламных роликов). Все через Интернет.

- О комикс-проекте «Великолепные приключения» широкому кругу людей мало, что известно. Не могли бы вы, пролить свет на ситуацию с этим сериалом, и рассказать о том, как он появился, каковы перспективы его дальнейшего развития, как попали в него вы?

- Появился он благодаря идеям и мечтам, а позже – и организаторским способностям одного человека – Дмитрия Смирнова. Об истории сериала, пожалуй, лучше меня могут рассказать замечательные профессионалы, которые работали в нем раньше – Сергей Гавриш, Евгений Чевин, Андрей Росс. Я могу изложить лишь собственное понимание его направленности.

Основная аудитория сериала – дети 8-14 лет, и его задача – пробудить в подрастающем поколении стремление к приобретению знаний и их практическому применению, то есть изменить подход к образованию. Причем сделать это не менторскими постулатами и нравоучениями, а на примере пятерки «self-made» ребят, которые превратили свою жизнь в великолепные приключения. Читателю предлагается – «и ты тоже на это способен, если сделаешь себя лучше умнее и сильнее», плюс дается рецепт, как это сделать. Существует Клуб ВП, «заседания» которого «проводятся» в каждом выпуске.

Сам комикс-сериал – это лишь часть проекта, в который будут входить (частично уже начали) и настольные игры, и модели, и весь спектр рекламной продукции и еще много чего, о чем пока рано говорить. Могу только сказать, что такой проект может и должен финансироваться государственной программой развития молодежи, а не держаться на одном энтузиазме...

А попал я в ВП в марте 2002 года, когда на работе появилась возможность выхода в Интернет. Признаюсь, я обалдел, когда увидел «Комиксолет». Возникло ощущение, что мимо меня на бешеной скорости проносится огромный поезд, в который надо запрыгнуть. В архиве новостей я отыскал давний запрос «Требуется художник…» и отправил фрагменты своих работ. Так я и стал работать в ВП как художник-постановщик. Кстати, я еще успел застать там Андрея Росса.

- Чем вы занимались до того, как начали работать в проекте «Великолепные приключения»?

- После иллюстраторской деятельности, когда пришла пора обеспечивать семью, некоторое время занимался дизайном и изготовлением рекламной продукции. Потом года три проработал в архитектурной творческой мастерской, откуда уволился, когда перешел на комиксы. Некоторые возможности архитектурной трехмерной графики я использую и сейчас в комиксах для экономии времени.

- Если не секрет, какие именно возможности 3D графики вы используете в своих работах? Что именно вы создаёте в пакете трёхмерного моделирования? Кстати говоря, какую программу вы используете?

- Я использую ArchiCAD (3Dmax не было времени освоить) для создания 3D-сцены, в которой потом нахожу интересные ракурсы. В ВП-шных выпусках я практически в каждом номере что-то такое делал, например эстраду в «Дискотеке со звездами», городскую площадь и лабораторию в «Виртуальном улете». Я преклоняюсь перед художниками, рисующими по представлению сложные сцены, которые повторяются из кадра в кадр в различных ракурсах. Но если есть возможность, почему бы не эксплуатировать технику? К тому же это не такой долгий путь. Я обычно ограничиваюсь «обрубовочными» моделями, дорисовывая все остальное. И, наконец, есть огромная библиотека готовых элементов, таких как автомобили, детали интерьера и пр., которыми можно наполнить 3D-сцену и крутить ее на здоровье.

- Можете ли вы дать определение своему стилю рисования комиксов?

- Я надеюсь, что мой стиль можно отнести к реалистичному комиксу, хотя естественно, я варьирую графику в зависимости от темы.

- Опишите, пожалуйста, полный цикл создания комикса. С чего всё начинается, когда появляются герои, когда сюжет?

- Поскольку я сейчас практически постоянно рисую для ВП по сценариям Смирнова (хотя и сам активно участвую в сценарных разработках), то все мои проекты оказались заброшенными на неопределенное время. Но начинал я обычно с сюжета, причем иногда основой служила какая-то центральная ситуация, а иногда сюжет определялся набором событий, которые хотелось показать (к примеру, схватки, преследования, магические ритуалы и пр.) и задача была в том, чтобы логически и последовательно все увязать. С героями определиться было проще – я ведь не ставил перед собой драматургические цели. Дальше сценарий в текстовом виде примерно разбивался по полосам, подгонялся под нужное количество полос, и начиналась работа над отдельными полосами: раскадровка, черновик, пересвечивание на карандаш, затем либо акварель-тушь, позже тушь-Photoshop. Для меня важным моментом в рисовании является пересвечивание через "дралоскоп", потому что это позволяет мне уточнить композицию, пропорции, отработать штриховку и светотень. Я обычно «строю» сцену, поэтому на черновике присутствует хаос лишних линий, поэтому без пересветки не обхожусь.

- А у вас дома стоит настоящий профессиональный светостол, или вы соорудили его из подручных материалов?

- "Дралоскоп" я склеил из пластика - коматекса и прозрачного сотового поликарбоната - это материалы, применяемые для наружной рекламы. Это компактный коробок, который я размещаю на коленях - работать можно везде, где есть розетка.

- Обмен опытом – вещь незаменимая, поэтому, я думаю, и новичкам, и профессионалам было бы интересно узнать, как рисуете комиксы вы? Какими ещё, кроме светостола, принадлежностями вы пользуетесь?

- Америки я здесь не открою, это карандаш, обычные отечественные металлические перья, Photoshop. Перьями я пользуюсь потому, что они позволяют варьировать толщину линии, будь это контур или штрих. Снимаю шляпу перед теми, кто работает кистью. Но это лишь мое пристрастие, я отнюдь не принижаю остальные приспособления и техники.

- Опишите, пожалуйста, свой типичный рабочий день. Я думаю, многим было бы интересно узнать, как работает современный российский комиксист.

- Очень смешной вопрос! Современный российский комиксист, в моем лице, с утра отправляет жену в университет, маленькую дочку с няней, и садится рисовать. Вечером встречает жену из университета, маленькую дочку и старается принять участие в семейной жизни. После того, как доча уснет, садится рисовать. Кушает, когда вспомнит, но не забывает раз двадцать в день забежать на форум «Комиксолета», который считает своим клубом. Иногда бывают рисовальные марафоны, по несколько суток подряд, тогда на пятой точке неотвратимо начинает расти мозоль.

- На свете существует очень много разнообразных жанров комиксов: приключения, фантастика, юмор, комиксы для детей. Помимо этой классификации, комиксы также можно поделить на «мультяшные» и реалистичные, в зависимости от техники их исполнения. Можете ли вы точно сказать, какие комиксы больше всего нравятся вам?

- По жанру – фэнтези и исторические (естественно, включая вестерн). Честно, говоря, для меня жанр не имеет особенного значения. По манере – реалистичные (а вот это – имеет значение).

- В последнее время на просторах Интернета всё чаще стали появляться комиксы в стиле чёрного юмора. Причем, зачастую, с художественной точки зрения выполнены они неважнецки, но люди смотрят их из-за пугающе-смешного сюжета. В качестве примера могу привести “White Ninja Comics” (www.whiteninjacomics.com). С вашей точки зрения, достойны ли подобные работы внимания?

- Конечно достойны, и самого пристального! Комиксов должно быть много и самых разных для самой различной аудитории, тогда и изменится существующее отношение к комиксам в целом.. И потом, если рассматривать комикс как баланс сюжета и графики, то вполне закономерен такой перевес сюжета. Другая графика в этом случае будет просто мешать восприятию.

- Как вы относитесь к сквернословию, а проще говоря, к мату, в комиксах? Имеют ли они право на существование или с таким явлением нужно бороться? Как вы относитесь к мату, вообще?

- К мату вообще я отношусь неоднозначно. С одной стороны я считаю, то матерная брань восходит к глубокой древности, к первобытным религиозным культам. В частности считается, что наш мат восходит к культу богини-матери Макоши, но я думаю, что он намного старше и восходит к праязыку. Негативное отношение к нему возникло после принятия христианства, но и первые наши патриархи употребляли «ненормативную лексику», характеризуя католическую церковь. То есть, мат – это в некотором смысле, наше культурное наследие. Но так как уже больше тысячи лет к матерной брани культивируется негативное отношение, то в нашем сознании мат уже является «грязным» явлением, хотя мы все им пользуемся. Так вот я противник использования мата как художественного приема в комиксах, кинематографе и вообще. Не опускаться до уровня «толпы», а поднимать ее до своего уровня – вот о чем надо думать. (Хотя группу «Ленинград» я очень люблю!)

- Вопрос: «что такое, в вашем понимании, по-настоящему профессиональный комикс», - я задаю, практически всем художникам, и определения бывают самые разные. А как вы считаете, что же такое профессиональный комикс?

- Я бы предложил два критерия.

1. Форма должна максимально соответствовать содержанию, и в нахождении этой формы и способности ее реализовать, наверное, профессионализм и заключается. Причем это не обязательно означает наличие художественного образования. Зачастую люди, которые даже художниками себя не считают, создают потрясающие по воздействию вещи.

2. Комикс должен вызывать желание его приобрести, сначала у издателя, затем у читателей. Я здесь намеренно говорю о рассчитанном на «среднестатистическую» аудиторию комиксе, потому что эстетские, зачастую супер-профессиональные комиксы – к ним нужно подходить с особыми мерками, вроде как если сравнивать Валеджо и Ван Гога.

- Как вы считаете, если человек захотел начать рисовать комиксы, должен ли он сначала изучить основы художественного дела, или ему следует, отбросив все сомнения, брать в руки карандаш и рисовать так, как он умеет?

- Рисовать так, как он умеет. Зачастую не стоит загонять себя в рамки каких-то канонов или традиций, либо копировать природу. Иногда непосредственная и наивная манера исполнения воздействует гораздо сильнее, чем безупречные анатомические построения. Но возможно позже этот человек почувствует, что его видение «повзрослело», что ему уже не хватает умения (нет, не мастерства) выразить то, что хочется на бумаге, вот тогда учиться придется.

- Теперь, я бы хотел попросить вас, чтобы вы дали несколько советов начинающим комиксистам.

- Кто-то из великих изрек такой лозунг: «Ни дня без рисунка». Но это слова живописца, для которого рисунок зачастую играет вспомогательную роль, а комиксисту, наверное, стоит предложить: «Ни дня без 2,3-5 рисунков, полосы, короче рисуйте как можно больше, а самое главное – всегда думайте, что вы рисуете, почему и как.»

- Свой следующий вопрос я уже задавал Владимиру Сахнову. Мне также интересно выслушать ваше мнение по этому поводу. Уровень современного программного обеспечения очень высок и возможности графических пакетов весьма и весьма впечатляющи. Многие люди, не обладающие какими-то особенными художественными данными, используя компьютер, могут сделать довольно внушительные вещи. Как вы считаете, компьютер - плодит нерадивых художников или всё-таки он помогает людям творческим, а тем, кто не способен на качественную работу, помочь он ни чем не может?

- На мой взгляд, творческий человек интуитивно или профессиональный художник осознанно сами в конце концов разберутся, как и когда использовать компьютер, и использовать ли его в данном конкретном случае вообще. Это в продолжение высказывания насчет профессионального комикса. Для людей же, «не обладающими какими-то особенными художественными данными» компьютер, ну это как костыль для Джона Сильвера. То есть ходить и даже быстро он может, но вот бегать… Ну и пусть творит, что хочет и в каких хочет пакетах, радуя себя и своих друзей. В конце концов, если это кому-то нравится, значит, это уже ценно.

- Существует ли, в настоящее время, на Земле человек, который является для вас кумиром, на которого всегда хочется ровняться, все поступки которого вам кажутся правильными?

- Это литературный персонаж, герой романов Марии Семеновой «Волкодав» и «Право на поединок». Такую сильную и цельную личность с заповедями, очень близкими мне, в реальной жизни я не встречал. Да и, к сожалению, сам таким не был и уже не буду.

- И всё же, я имел в виду реального человека, жившего или живущего на нашей планете.

- Ну, пожалуй, это будет Микеланджело Буонаротти. Я думаю, тот, кто читал «Муки и радости» Ирвинга Стоуна, меня поймет.

- Книги, какого писателя вы любите читать? Много ли вы читаете?

- Очень много читал в детстве и юности. Значительную часть Всемирной библиотеки, о которой упоминал выше, одолел к 10-12 годам. Любимыми томами были эпические произведения народов мира. Собственно, с Гайаватой, Беовульфом, братьями-пандавами и героями «Гэндзи-монотогари» я познакомился раньше, чем с Чуком и Геком. В общем, легче сказать, что я слабо знаком с современными авторами. Сейчас из-за отсутствия времени читаю в основном современную историческую литературу (особенно по истории славянства) и фэнтези (это моя вечная любовь).

- Какую музыку вы предпочитаете? Помогает ли она вам в вашей работе, или вы предпочитаете работать в тишине и покое?

- В плане музыки считаю себя всеядным человеком. Перечислять все, что я слушал и любил в разное время, нет смысла, но из того, что останется «форева» - это Creedence CR, Dead Can Dance, Clannad, этническая музыка, особенно кельтская. Я предпочитаю работать под музыку, сейчас рисую под Nightwish, Rammstein и «Короля и Шута». Такой вот период.

- У вас есть заветное желание? Хотя, о чём я говорю, конечно же, есть. :-) Если не секрет, то о чём оно?

- Вот, наконец-то! А вы исполняете? Хочу рисовать исторический фэнтезийный сериал типа «Торгала», но на нашей, родной почве. Хочу отправиться турпоход на лошадях по Алтаю. Лошадей люблю безумно.

- А вы умете ездить верхом?

- Я живу на Тихом Дону.

- Кто ваш любимый художник-комиксист?

- В детстве – Marcello и Romero, которые рисовали приключенческие сериалы для «Пифа». Позже – Росинский, Palasios и Enric Sio. Вообще я всех люблю.

- Оказывали ли они влияние на ваши работы?

- И они, и многие другие, и многие живописцы, и кинематограф, и анимация, и много еще чего. Я имею в виду не стиль графики, а эмоциональный заряд и подход к передаче ощущения.

- В прошлом году в Москве проходил первый комикс-фестиваль «КоМмиссия 2002». Принимали ли вы участие в этом событии?

- В то время я практически ничего не знал о комиксной жизни у нас в стране (на тот момент), а что происходило в Сети – тем более.

- Планируете ли вы приехать на мартовскую "КоМмиссию 2003" в Москву?

- Еще неделю назад я бы с уверенностью ответил: да, я приеду, я не могу пропустить такое Событие, а сейчас в связи с работой, даже не знаю, НО ХОЧУ!!!

- И последний вопрос, которым я заканчиваю все интервью: что бы вы хотели сказать тем людям, которые никогда не видели комиксов? Какие слова смогут помочь им понять, что комиксы - это прекрасно?

- Это бабушкам каким-нибудь? Если не им, то я сказал бы: «Чувак, комикс – это типа как кино нарисованное, и типа как мультяк тоже, а еще братуха, не поверишь, его ЧИТАТЬ можно, короче три в одном за одни бабки!» Нет, наверное, я бы ничего не сказал. Пожалел бы молча.

Интервью брал Евгений Тимашёв.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.