Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.
Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?
Фамилия: Богдановский
Имя: Максим
Год рождения: 1970
Город: Днепропетровск
Страна: Украина
E-mail: okaycomics@ua.fm
- Здравствуйте
Максим. В самом начале интервью я предлагаю вам представиться
и рассказать, где и когда вы появились на свет.
- Родился я 28 мая 1970 года в Днепропетровске
- городе, который очень люблю и в котором живу по сей
день. Отец мой родом с Урала, на треть русский, на треть
поляк и на треть кореец. Он бывший журналист, а ныне
дворничает и пишет рассказы. Мама – чистокровная украинка
и всю жизнь проработала на заводе на сборке пластмассовых
карманных бильярдов, бельевых прищепок и пошивке всевозможных
чехлов на оборудование. У нас в доме всегда было много
книг, а к отцу часто захаживали представители местной
интеллектуальной элиты, так что «заразу мышления» я
впитал вместе с сигаретным дымом, который клубился в
комнате во время их дискуссий. Возможно потому я и хотел
всегда быть художником, а не каким-нибудь космонавтом.
- Многим было
бы интересно узнать, какое образование вы получили.
Кем вы хотели стать в юношеском возрасте, когда поступали
в институт?
- Как ни смешно это прозвучит, но образование
у меня пэтэушное. Я получил специальность «токарь, оператор
станков с числовым программным управлением», так что
во времена смут могу работать на заводе и притворяться
пролетарием ;) В ПТУ мне пришлось пойти после того как
я провалил живопись при поступлении в художественное
училище. А из школы меня поперли в восьмом классе за
неуспеваемость по алгебре и химии. После армии мне даже
пришлось около года проработать по специальности. Позже
я поступил на заочное отделение Днепропетровского госуниверситета
на факультет романо-германской филологии, но потом понял,
что нужно либо учиться, либо работать. Работа победила.
У меня родился сын и надо было вкалывать. Мне тогда
очень повезло – я освоил компьютер и устроился на работу
в рекламное агентство, где успешно проработал пять лет.
Потом работал больше года в типографии и около полугода
в небольшом креативном агентстве в Варшаве.
Мечтал же я всегда только об одном
– зарабатывать рисованием. Причем в детстве я хотел
быть иллюстратором книг и мультипликатором, а уже позже
– художником-комиксистом. А вот учиться пришлось, как
говорится, чему-нибудь и как-нибудь ;)
- Ну, естественно,
без вопроса о том, как вы начали рисовать комиксы, это
интервью обойтись не может, поэтому, пожалуйста, вспомните
всё, что было бы интересно узнать нашим читателям, по
этому вопросу.
- Похоже, что у всех наших комиксистов
один и тот же ответ на этот вопрос. В этом ответе почти
всегда звучит магическое слово «ПИФ». Этот журнал я
выменял у одноклассника, отец которого был офицером
и служил в Алжире. Я выменял его на модель-копию грузовика
КАМАЗ – в то время тоже жуткую редкость и ценность (хоть
и без некоторых деталей). КАМАЗ в свою очередь был выменян
на гэдээровского резинового индейца специально для этой
цели. Первые мои комиксы были на разрозненных листочках
для записей и повествовали о двух друзьях, которые путешествовали
во времени в телефонной будке. Эти листочки я запускал
по классу и они пользовались на уроках большой популярностью.
Потом два друга меня достали и я утопил их вместе с
будкой в огромном вулкане эпохи докембрия. Затем я придумал
двух инопланетян с квадратными головами – Брома и Хрома.
Истории про них я рисовал уже в тетрадках. Мой сосед
по парте рисовал контркомиксы про Чочу и Бочу (рис.
2), которые враждовали с Бромом и Хромом. В то время
герои моих комиксов были жутко примитивными, типа «ручки-ножки-огуречик-вот-и-вышел-человечек».
Более серьезно я начал подходить к комиксам уже позже,
когда учился в ПТУ. Я даже выпускал рукописный журнал
«Галактика» (рис. 1), где Бром и Хром обрели объем и
характеры, а окружающий их мир стал более богат подробностями.
- А вот это очень
интересно, я имею в виду «Галактику». Что это был за
журнал, для кого вы его делали, приносил ли он вам какие-то
доходы (ну хоть на пирожки хватало :-) )?
- Журнал был для меня просто увлечением,
утолением жажды реализовать себя. Он не приносил никаких
доходов, только удовольствие от того, что я делаю нечто,
интересное другим людям. Он делался в обычных тонких
тетрадках в клеточку и состоял из трех-четырех таких
тетрадок. Я их переплетал – обдирал твердые обложки
с макулатурных книжек (старых учебников и всякой партийно-ленинской
белиберды), оклеивал их ватманом, а в середину вклеивал
тетрадный блок. Обложки я разрисовывал тушью, фломастерами
и цветными карандашами. Тираж журнала был всего один
экземпляр.
Рис.1. Страница из
журнала Галактика
Рис. 2. Вражеский комикс про
Чочу и Бочу
- Чем вы занимаетесь
в настоящее время?
- Сейчас я «дезигнер-домушник» (так
у нас иронично называют фрилансеров). Днем я бегаю по
городу, встречаюсь с клиентами, развожу готовые работы,
беру новые заказы. По ночам работаю за компом. Это для
прокорму. Для удовольствия (комиксов) времени остается
до жути мало. Только договор с редакцией польского журнала
«ScienceFiction» заставляет меня каждый месяц обязательно
выдавать одну историю про лесника Никитыча, грозного
защитника Родины от всевозможной инопланетной дряни.
Если бы не это, мне бы пришлось отложить комиксы в глубину
стола и надолго. Одного моего друга (отличного художника,
увлекавшегося рисованием комиксов) постигла именно такая
участь – комиксы он рисовать в конце-концов перестал.
- Комиксы про
Никитыча было-бы интересно посмотреть и всем нам, отечественным
любителям комиксов. Возможно ли это?
- Несколько эпизодов я выкладывал на
«Комке», планирую выложить их на своем новом сайте,
который я потихоньку готовлю к открытию. 18 эпизодов
будут опубликованы в красноярской «Сегодняшней Газете»,
так что, в принципе, можно считать, что Никитыч «вернулся
на историческую Родину», родившись на чужбине ;)
- Планируете
ли вы после закрытия «Комка» развивать свой собственный
сайт в Интернете?
- Да, обязательно! Интернет привлекает
меня в первую очередь тем, что можно там публиковаться
без всякой издательской волокиты. Не надо связываться
с типографиями, не придется страдать от издержек производства
или, хотя бы, от банальных коммерческих провалов. Вообще
электронные средства масс-медиа – замечательная штука.
За ними – будущее.
Мне жаль, что «Комок» пришлось закрыть,
но на смену придут какие-нибудь новые идеи. Без новых
идей было бы скучно жить.
- Расскажите,
пожалуйста, чем вы занимаетесь в свободное от работы
и рисования время? Чем вы увлекаетесь?
- Времени, которое я трачу на себя,
очень мало. Среди недели я люблю пересечься с друзьями
в кабаке и если мы напьемся крепче обычного, мне удается
поспать часов восемь вместо обычных трех-четырех. А
вообще люблю перечитывать любимые книги, порыбачить
(неважно сколько и чего поймать, главное – забыть о
суете и проблемах). Люблю палаточные походы по Крыму.
- О да, я тоже
просто обожаю рыбалку, а принцип «неважно, сколько и
чего поймать» мне очень близок. Но вот в походы я ещё
не ходил, надо будет в ближайшее время исправить это
упущение. :-) Теперь мой следующий вопрос: в вашей жизни
есть такая страсть или увлечение, за которую вы готовы
отдать любые деньги?
- Пожалуй, только комиксы. В свое время
я действительно мог бы отдать за них любые деньги (если
б они у меня были, хехе). Других страстных привязанностей
я у себя не замечал. Я, например, мечтаю собрать все
комиксы, сценаристом которых был Ходоровский (Метабаронов,
L’Incal и др.) – они на меня оказывают почти наркотическое
воздействие.
- У вас есть
заветное желание?
- Мне сложно разорваться между двумя
заветными желаниями. Даже тремя. Если бы мне явился
Джинн из волшебной лампы, то я бы загадал примерно такие
три желания:
Хочу, чтобы у нас в стране издавалось
много комиксов – хороших и разных.
Хочу жить где-нибудь на острове в Тихом океане, днем
возить богатеньких немцев, японцев и англичан на катере
ловить на спининг какого-нибудь мерлина или тунца, по
вечерам ходить в местный кабак и пропивать деньги в
компании аборигенов, а по ночам качаться в гамаке и
смотреть на звезды.
Хочу, чтобы под конец жизни меня заморозили и размораживали
через каждые сто лет поглядеть, что стало с Землей и
цивилизацией.
- Второй пункт
– и мой выбор тоже. Теперь о творчестве. Где вы черпаете
вдохновение для создания своих новых работ? Нужны ли
вам для этого какие-либо «стимуляторы», ну, к примеру,
кофе, сигареты, пиво, музыка, может ещё что, или вы
всегда работаете на ясную голову?
- Кофе и сигареты – это то, без чего
я не могу нормально жить и работать (хотя я и понимаю
пагубность этих привычек). Пиво я тоже полюбляю. Но
не они стимулируют мою умственную деятельность. Они
мне просто приносят ощущение некоего комфорта или регулируют
тонус. Фоновая музыка – приятное дополнение, но не всегда.
Иногда музыка раздражает и мешает работать. Причем одна
и та же музыка действует на меня в разное время по разному.
Меня, как ни странно, стимулирует зачастую срок сдачи
заказа. Я могу несколько дней подряд ходить вокруг да
около работы и ничегошеньки не придумать толкового.
И вдруг, буквально за ночь до сдачи, меня посещает грандиозная
идея. Так у меня происходит с лесником Никитычем. Я
его рожаю в ночь накануне сдачи. Это иногда отражается
на качестве проработки графики, но никогда на сюжете.
Сюжет в комиксе для меня всегда был главнее графики,
а «халтурку» я встречал даже у корифеев комикса.
Раньше новые идеи посещали меня после
прочтения книг или после просмотра фильмов. Но сейчас
слишком мало стало достойных книг и фильмов. Чаще идеи
возникают после увиденного на улице или в транспорте.
Очень много прикольного иногда бывает во сне, но мне
редко удается запомнить свои сны полностью.
- На свете существует
огромное количество комиксов самых разных жанров: фантастика,
приключения, детективы, юмористические комиксы, те же
истории про супер-героев. Отдаёте ли вы предпочтение
какому-либо жанру, или вам интересно попробовать себя
во всём?
- Так забавно складывается, что я всегда
мечтал рисовать реалистические комиксы с научно-фантастическим
сюжетом, а рисую карикатурные комиксы с юмористическим
сюжетом. То, что я в свое время ленился и прогуливал
занятия в изостудии, теперь выходит мне боком – моя
техника рисунка далека от совершенства. Но я тренируюсь,
учусь и не теряю надежды когда-нибудь выдать полноценный
реалистический комикс, который не стыдно будет показать
не только читателям, но и коллегам.
- Многие комиксисты
в настоящее время зарабатывают на жизнь, отнюдь не комиксами.
Бытует мнение, что сейчас заработать, создавая истории
в картинках просто нельзя. У многих комиксы являются
хобби, на которое, к сожалению, не всегда находиться
время. Однако так считают не все. Что вы можете сказать
по этому поводу?
- Если чего-то очень хотеть и стремиться
к этому, то в конце-концов этого удастся достичь. Все
больше комиксистов находят спрос на свои работы. Некоторые
уже издаются, пусть даже за небольшие гонорары. Я думаю,
что еще год-два и комиксами действительно можно будет
зарабатывать на хлеб. Если Запад лучше узнает наших
авторов, то первую волну конкретных заказов вполне можно
ждать оттуда. У нас пока можно ждать только эпизодических
заказов на газетные стрипы. К большему наши издатели,
как мне кажется, еще не совсем готовы.
- Американские
комикс-сериалы про Супермена, Спайдермена и других супер-героев
у разных людей вызывают различные чувства. Одним такие
комиксы нравятся, так как нарисованы они просто отлично,
сюжеты кажутся довольно интересными, герои привлекательными.
Другие суперменов не любят. Аргументы обычно такие,
что это герои американские, поэтому нашим людям они
не близки, да и вообще сюжеты примитивны, юмор тупой
ну и в таком же духе. Мне, всё-же кажется, что истина
как обычно находится где-то посередине. А как вы относитесь
к американским комиксам?
- Супермены со спайдерменами мне не
особо нравятся. Не нравится главным образом сюжет –
переливание из пустого в порожнее. Не нравится однозначность
позитивных и негативных персонажей. Из самых известных
комиксов мне понравились, пожалуй, только «Х-мены».
Росомаха и Магнето там выписаны очень неплохо. А вот
техника разных художников интересна и полезна для развития.
Но мы знакомы только с самыми масскультовыми образцами
американского комикса. Есть комиксы, которых мы просто
не видели. Мне случайно попался в руки один такой малобюджетный
комиксный журнальчик о похождениях забавного персонажа
по имени TooMuchCoffeMan с огромной кофейной чашкой
на голове и пачками курящего сигареты. Сюжеты в этом
журнале полны тарантиновской иронии, юмора и рассуждений
о жизни – повседневной жизни американцев, о которой
мы ничегошеньки толком не знаем. Это пласт субкультуры,
который очень хотелось бы изучить получше.
- Так вот получается
интересная ситуация. Американский комикс, который понравился
вам, издаётся в «малобюджетном журнальчике». Почему
так? Почему «переливание из пустого в порожнее», «однозначность»
добра и зла в красивой упаковке собирает огромные деньги,
а ирония и хороший юмор пасут задних? Может быть, тогда
всем стоит максимально упростить сюжеты и добиться фотографического
качества рисунка, ведь это покупают? Как вы считаете?
- Думаю, все дело в образе мышления
американцев. Их массовая культура непохожа на нашу.
Не все «их» стереотипы работают у нас. Впрочем, вряд
ли имеет смысл говорить об этом парадоксе в применении
к комиксу в нашей стране. У нас рынок комиксов еще нескоро
сложится, если сложится вообще.
- Вопрос: «что
такое, в вашем понимании, по-настоящему профессиональный
комикс», - я задаю, практически всем художникам, и определения
бывают самые разные. А как вы считаете, что же такое
профессиональный комикс?
- Я думаю, что профессиональный комикс
равноценен хорошей книге. Он должен быть сделан на совесть,
должен быть интересен читателю. Профессиональный комикс
- это комикс, который люди захотят покупать. Это произведение,
которое кормит своего автора. Только вот у нас при наличии
профессионально сделанных комиксов совершенно не сложились
условия для восприятия комикса как чего-то профессионального.
- «Спайдермен»
- это профессиональный комикс?
Да, конечно. Более того, это - комикс-легенда.
То, что он не нравится мне – это мое личное горе ;)
И никак не умаляет его значимости в истории комикса.
Под него создана целая индустрия, а это главный показатель
профессионализма.
- Многие художники-комиксисты
начинают свой творческий процесс по созданию нового
комикса с сюжета и диалогов. Затем появляются герои
и, наконец, рисуется, собственно, сама история. А с
чего начинается создание комикса у вас? Что для вас
важнее, яркий и запоминающийся герой или интересный
и не без изюминки сюжет?
- Я успел придумать не так уж много
персонажей, так что вряд ли смогу развить теорию создания
героев. Зачастую я сначала просто думаю: «а куда б мне
зашвырнуть своих героев, чтоб им жизнь медом не казалась?»
И сперва придумываю ситуацию, а потом уже изобретаю,
как они будут из нее выпутываться. Диалоги рождаются
по ходу действия. Я просто думаю о том, что бы сказал
в данной ситуации я, мой друг или какой-нибудь другой
человек. Мне кажется, что и персонажи и сюжет должны
быть яркими и запоминающимися. Персонажи – потому что
читатель должен их полюбить или возненавидеть. А как
можно любить или ненавидеть нечто безликое? Сюжет –
а как можно следить за развитием чего-то невероятно
скучного? Даже у самого тупого мыльного сериала есть
мало-мальски интересный (для домохозяек по крайней мере)
сюжет.
- Следует ли
из этого, что комикс нужно позиционировать на определённую
аудиторию (домохозяек, дядей с портфелями, детей)? Существует
ли комикс для всех?
- Да, пожалуй, существует. Это один
из комиксных жанров – комикс-анекдот. Таких, например,
полно на сайте www.comics.ru Веселая короткая история
понятна каждому, смешит читателя, а потому любима и
детьми и взрослыми, профессорами и домохозяйками… В
нашей стране всегда парадно шествовала карикатура. Именно
потому все у нас считают, что комиксы должны быть только
смешными. Когда у читателей появится понимание комикса,
как драматического жанра, тогда появится больше комиксов
«для всех»: детективных, приключенческих, романтических…
- Неоднократно
звучала такая мысль, что сценарий для комикса ничем
не должен отличаться от обычной книги. Если его можно
просто прочитать, как книгу и будет интересно, значит
и комикс должен получиться не менее хорошим. Как вы
считаете, такой подход верен, или для комикса писать
книгу не обязательно?
- Книгу писать не обязательно. Вернее
– не обязательно писать роман объемом с «Войну и мир»,
но вот по содержанию своему он должен быть не хуже.
Комикс кинематографичен, поэтому стоит делать упор на
динамичное развитие сюжета. Я люблю перечитывать сценарии
Эмиля Брагинского для рязановских фильмов – замечательнейшее
чтение, но без такого режиссера как Рязанов, они бы
не состоялись как фильмы. Так что большую часть работы
должен сделать художник. Хороший комиксист должен быть
и режиссером, и оператором, и монтажером, и костюмером,
и гримером…
- Мне стало известно,
что совсем недавно в польском журнале “Krakers” была
опубликована ваша статья под названием "Postapokaliptyczna
wies", о мирах Пронина. Расскажите, пожалуйста,
поподробней об этой публикации. Кстати, как переводится
её название на русский язык?
- «Постапокалиптическое село» это небольшой
комментарий к комиксам Евгения Пронина «Катя и Dead».
Его цель – пояснить польскому читателю, что многое в
этом комиксе гротескная интерпретация украинских реалий.
В следующем номере должна выйти вторая часть этой статьи,
«Почему Dead разговаривает иначе». Там объясняется почему
в Украине разговаривают на двух языках и описывается
забавный псевдоязык «суржик». В польской версии комикса
Dead говорит на силезском диалекте польского языка,
который слабо понимают даже поляки. К сожалению, Михал
Антосевич, издатель «Кракерс», написал мне недавно,
что журнал умирает и выйдет еще два номера, после чего
он закроется…
- Теперь, я бы
хотел попросить вас, чтобы вы дали несколько советов
начинающим комиксистам.
- Советы мои простые и очевидные.
Читайте.
Смотрите.
Рисуйте, рисуйте, рисуйте.
Читать нужно, чтобы понять не только как правильно построить
сюжет, но и как сделать его захватывающим. Кроме того,
у хороших авторов можно научиться писать диалоги. Смотреть
нужно вокруг себя и на работы других, чтобы перенимать
опыт, подсматривать, подмечать. Чтобы на основании этого
сделать в итоге что-то свое. Рисовать – ну, тут и так
ясно, правда?
Художник учится всю жизнь до самой
смерти.
- А не существует
ли риск, постоянно подсматривая за профессионалами,
подсознательно начинать копировать их и при создании
своих героев, тем самым, теряя свою индивидуальность,
свой стиль?
- Да нет. Если художник – человек по-настоящему
творческий, то его индивидуальность рано или поздно
возобладает над чужой манерой. Зато опыта и полезных
навыков будет больше.
- Я не раз слышал
такое мнение, что издатель попросту не хочет выпускать
комиксы. Он считает, что свои прибыли он недополучит,
и действует по принципу «я на русалках больше заработаю».
И ведь действительно, гораздо проще напечатать на туалетной
бумаге тонны дешёвых любовных романов, «самоучителей
для чайников» или ещё какой-нибудь порнографии, и это
окупиться с лихвой. Получается такой замкнутый круг:
издатель не издаёт, потому, что комиксы не пользуются
спросом; потребитель не покупает, потому, что не знает,
что это такое и не уделяет комиксным журналам должного
внимания. Как вы считаете, как можно разорвать эту замкнутую
цепь?
- Право, я не знаю. Меня самого этот
факт убивает. Мне кажется, что комиксы может спасти
только очень сильная рекламная кампания. Лучше всего
по телевидению, в прайм-тайм, каждый день в течении
года. Рекламировать его нужно либо как супер-пупер-классный
продукт, либо как нечто запретное (чтоб покупали в знак
протеста, хехе). Но кто рискнет выкинуть столько денег
на рекламную компанию с сомнительными шансами на успех?
- А вы считаете,
что шансы действительно сомнительные? Или всё-таки и
нашим людям можно привить любовь к комиксам? Мне лично
кажется, что если нам смогли доказать, что жевать резиновую
жвачку – это полезно, то уж рассказать, что комиксы
– это модно труда не составит. Я думаю, реклама должна
сильно повлиять на всех, а особенно на детей. А ведь,
именно они основные потребители комиксов на западе.
- Ничего нельзя сказать наверняка.
Я видел, как у нас на книжном рынке пацаны покупали
какие-то игровые фишки типа покемонов, а на лежащие
рядом комиксы даже не взглянули, хотя они были дешевле
набора фишек. Я листал комикс про X-менов, но никто
из стоящих рядом покупателей даже не заинтересовался,
а что это я там такое яркое листаю. Вроде бы своя ниша
для комикса существует, но пока ни дети, ни взрослые,
этой «незаполненности» в своих потребностях не замечают.
Мне кажется можно было бы заинтересовать читателей комиксом,
если бы вместе с рекламой раскрученных произведений
типа «Властелина Колец» или «Гарри Поттера» шла реклама
их комикс-версий. Например «Тебе жаль, что фильм о Поттере
закончился? А хочешь узнать, что он делал после фильма?
Прочитай комикс о нем! Ищи в киосках города!!!» Тогда
б народ потянулся. А там, глядишь, и привык бы… Но мое
мнение в этом вопросе дилетантское. Раскруткой комикса
должны заняться настоящие профессионалы рекламисты.
- Существует
ли в Днепропетровске комикс-клуб, где бы местные художники
общались, показывали друг другу свои работы, обсуждали
свои и чужие ошибки или находки? Ведь, насколько я знаю,
именно в Днепре живут такие интересные комиксисты, как
Липатов и Пронин.
- Клуба нет, мы просто встречаемся
и общаемся. И зачастую говорим совсем даже не о комиксах,
а о всякой всячине. Делимся впечатлениями от увиденного
или прочитанного. В большей мере это обычные кухонные
разговоры. О комиксах тоже иногда говорим, хехе…
- Романтика…
(тяжко вздыхаю и по белому завидую, потому что в моём
городе комиксистов нет). Теперь о кумирах. Я, например,
жутко люблю стриповые серии на сайте www.comics.com.
А какие комиксы читаете вы? Кто ваш любимый автор?
- Любимые авторы: Loisel, Moebius,
Gimenez, Rosinski. В «Пифе» очень люблю сериал «Война
Гениев» Тюрка и Де Грота - это мой идеал юмористического
комикса.
- Где можно познакомиться
с творчеством этих художников?
- Набрать в поисковике Google эти имена
и походить по найденному. Персональный сайт я видел
только у Мебиуса: www.stardom.fr
Зато есть отличная справочная база
на www.lambiek.net
Называется она «Комиклопедия» и содержит краткую информацию
о комиксистах всех времен и народов, иногда с фотографиями
и образцами работ. Правда все – на английском языке.
Поляки страшно гордятся Росиньским, поэтому у них я
нашел парочку очень неплохих сайтов, посвященных Торгалу
(одному из самых знаменитых персонажей этого автора).
Вот они:
- В самом начале
своего комиксного пути вы заимствовали у кого-то стиль
рисования комиксов или сразу старались придумать, что-то
новое, что-то своё?
- Сначала для меня иконой был комикс
«Дьявольский шкаф» про приключения во времени Пифа и
Геркулеса. Его нарисовал художник Клод по сценарию Француа
Кортежьяни. Мои Бром и Хром стали объемными именно благодаря
его графике. Позже я подсматривал только интересные
композиционные решения страницы, а рисовал в своей манере.
Она у меня больше карикатурная, чем комиксная.
- Про использование
компьютера в своей работе я вас даже не буду спрашивать,
наверняка вы его используете. А вот на какой стадии
создания комикса он появляется – это вопрос интересный.
Я, например, рисую свою стриповую серию исключительно
на компьютере, от и до (за исключением «каляко-маляковой»
раскадровки на альбомных листах), используя графический
планшет. Как с этим у вас?
- Мне все-же проще рисовать руками
на бумаге, а планшет здорово помогает раскрашивать уже
отсканированный комикс. Но самое замечательное, что
может дать компьютер – это шрифты. Ненавижу писать текст
в пузырях руками, хоть у меня и хороший почерк. Очень
заманчиво то, что планшет дает возможность делать идеальный
контур, но когда я пробую рисовать на нем, я не могу
почувствовать то, что я пытаюсь нарисовать. Происходит
как бы удаление материала от художника, трудно связать
воедино движения руки вне поля зрения и то, что появляется
на экране. Очень много получается неверных штрихов.
Кроме того, когда я пытаюсь нарисовать героя в какой-либо
позе, я обычно сам мысленно принимаю эту позу и ощущение
ее передается рукой на бумагу. На планшете у меня это
не получается. Возможно это вопрос времени и тренировки…
- В прошлом году
в Москве проходил первый комикс-фестиваль «КоМмиссия
2002». Принимали ли вы участие в этом событии?
- Да, мы ездили туда вместе с ГримДжимом
когда еще были одним «Комком». Было очень здорово. Самое
забавное, что именно на КомМиссии я познакомился с Прониным,
хотя жил с ним все время в одном городе. Но до КомМиссии
я считал, что Пронин – это псевдоним Липатова. Уж больно
фамилия Пронин была окутана тайной и походила на вымышленную.
Только когда я увидел Липатова и Пронина вместе, я поверил,
что Пронин существует ;)))
- :-) Да, история
действительно забавная. Хотя, чему тут удивляться –
21 век на дворе, Интернет правит миром! :-) Планируете
ли вы приехать на мартовскую "КоМмиссию 2003"
в Москву?
- Пока не уверен. То, что очень хочу
– это наверняка. А вот с возможностью пока все вилами
по воде…
- И последний
вопрос, которым я заканчиваю все интервью: что бы вы
хотели сказать тем людям, которые никогда не видели
комиксов? Какие слова смогут помочь им понять, что комиксы
- это прекрасно?
- Никакие слова. Только сами комиксы.
Тот, кто увидит комиксы и поймет их прелесть, тот будет
вечным поклонником рисованных историй. Кто не поймет
– тот не поймет никогда.
Интервью брал Евгений Тимашёв.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.