Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.
Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?
Уже четыре года, как в российском Интернете по координатам www.comics.aha.ru экспонируется уникальная коллекция отечественных комиксов «Комиксолёт» под управлением Андрея Аёшина сотоварищи. Коллекция эта не имеет ничего общего с теми частными собраниями, с укрытыми от глаз недостойных пылящимися раритетами, что тешат взор единственно лишь их счастливым обладателям. Александр Сергеевич Пушкин, кстати, в свое время показывал пагубное воздействие подобного гедонистического подхода к собирательству на ментальное здоровье и на моральный климат в семье, выведя в «Маленьких трагедиях» выпуклый образ одного средневекового старикана, который, уподобившись помеси сумчатого хомяка и жуковатой сороки, всеми правдами и неправдами стаскивал в свои подземные закрома множество красивых вещей с целью любоваться ими в гордом подслеповатом одиночестве. Но тут перед нами абсолютно противоположный случай. Комиксолёт гостеприимно открыт для самой широкой аудитории и, если верить благодушно стрекочущему счетчику посетителей, превратился в наиуютнейшую гавань для тех, кто питает к комиксам безоговорочную любовь.
Выход на орбиту
Запуск Комиксолёта был произведен 30 января 1999 года руками художника Андрея Аёшина, он же Tzratzk, и вебмастера Андрея Жукова, он же Jav. «Идея сайта заключается в поиске работодателя авторам, раскрутке авторов и предоставлении удовольствия публике (главным образом, мне лично)», — сообщалось в курсовой ориентировке. Удовольствие оказалось неслабым. Худо-бедно, но под обшивкой пилотируемой лишь двумя людьми станции удалось вместить три пятилетки судьбы жанра в России и на Украине.
Архив формировался в полный противовес пиратским тенденциям Интернета. «На данном историческом этапе развития нашего менталитета я бы предложил как минимум не тырить у своего же брата-художника. Он ведь не Билл Гейтс», — логично рассудил Андрей Аёшин и, испросив сперва разрешения у себя самого и вывесив самое любимое из своего собственного творчества, ринулся в переговоры с коллегами и друзьями. Через имэйл ли, по телефону ли, или же при личных встречах с создателями, Андрей комикс за комиксом добывал авторские благословения на сетевую публикацию работ.
Вебсайт обрастал экспонатами как снежный ком и вызвал немало благодарных откликов у посетителей, кои и зафиксировала гостевая доска: «Андрей!!! Если бы по Интернету можно было передать, как я прыгаю и ору благим матом от радости, ты бы оглох!!! Это ТОТ САМЫЙ комикс! Тот самый „Затерянный мир“! Честно скажу, это как первая сигаретка на даче, первая любовь, первый поцелуй… Безумная радость узнавания… Такое ощущение, что встретилась с кем-то, кого давным-давно не видела. Спасибо! Огромное СПАСИБО!»
Иногда выражения признательности могли принимать самые неожиданные формы. Так, посетитель из Хабаровска, прослышав о дальневосточных корнях Аёшина, сообщил: «Рад, что такой, как ты, родился неподалеку от меня! Хабаровск полон страстей и пороков во всех областях. Можно сказать, второй после Санкт-Петербурга по порокам и беспределу! Масса забавных историй — хоть бери и рисуй комиксы про жизнь в Хабаровске! Надеюсь, про Амур слышал. Так вот, не речка, а кладбище. Что ни день, то кого-нибудь обязательно найдут».
Бывало, что похвала чередовалась с конструктивной критикой: «Приятные комиксы, нам понравились… Особенно про бумеранг. Вот только можно немного тщательнее прорабатывать глаза персонажей». Совет был принят во внимание, и комиксы перед тем, как публиковать, стали отсылать на обследование к офтальмологу.
Комиксолёт не остался незамеченным и в прессе. Один из лучших нью-йоркских обозревателей Всеслав Ткаченко на мгновенье оторвался от разоблачений махинаций брайтонских дельцов и всестороннего освещения тяжких трудов мэра-республиканца Рудольфо Джулиани по выводу вверенного города из первобытнообщинного состояния, чтобы поделиться с читателями открытием новой звезды на сетевом небосклоне. «Комиксы могут быть полезны для умственного развития не только ребенка», — предупредил журналист.
Цифровой музей
Библиотека Комиксолёта организованна в расчете на самого широкого читателя. Комиксы классифицируются по рубрикам: «приключения», «фантастика», «фэнтези», «юмор» и так далее. В череде жанрового многообразия отыскало себе место и такое, пока редкое у нас, ответвление, как «киберпанк», представленное двумя лаконичными шедеврами днепропетровца Евгения Пронина из цикла «Катя и Dead».
Отбор работ происходит на основе двух факторов: симпатий Аёшина (которые донельзя обширны) и установки «не очень шокировать детей и беременных женщин». По библиотеке сайта впору водить экскурсии с лекциями об истории отечественного комикса. Глаз легко выхватывает из столбца с оглавлением знакомые имена. Вот, к примеру, художники «Мухи», самой когда-то продуктивной российской комикс-группы из Уфы — города, над которым величественно возвышается здание, силуэтом напоминающее Бэтмена. «Муха» распалась сколько-то лет назад, не выдержав нестабильности рынка на периодику, но работы ее ведущих авторов обрели второе рождение на Комиксолёте.
Среди них — ставшие библиографической редкостью среди фанатов Кинчева живописные фантазии на тему «Алисы» Алексея Никанорова «Луна» и «Черная метка». В разделах «приключение» и «фантастика» присутствуют лучшие из комиксов Руслана Сулейманова, включая венец его сотрудничества с «Мухой» — галактическую эпопею «Звездный патруль». А раздел «фэнтези» украшают две рисованные повести мухинца Вадима Рубцова из безумно популярного среди уфимских читателей сериала «Школа ведунов», печатная судьба которого заставляет задуматься об инертности издательского мира, проворонившего стопроцентный бестселлер. Публикация «Школы» на Комиксолёте вызвала шквал благодарностей и слезных просьб о продолжении.
Экскурсию можно продолжать до бесконечности. За мухинцами последуют представители родного Аёшину московского комикс-клуба «Ком», художники вышедшей из знаменитого мультобъединения «Пилот» студии «Тема» и уже не столь пропитанная нафталином группа комиксмэйкеров, идентифицирующая себя Людьми Мёртвой рыбы. Особые разделы занимают два современных и твердо вставших на собственные ноги сериала: «Ника» и «Великолепные приключения». Полным ходом идет премьера сериала «Люди Четверга» (до выхода на Комиксолёте свет увидела только первая серия — в журнале «Фантом»). Добавьте еще российских и украинских творцов, особо не отождествляющих себя ни с какими коллективами, а в одиночку отстаивающих право на самореализацию в любимом жанре, и получится долгий и впечатляющий рассказ.
Шлейф новостей
13 июня 2000 года, оповестив на лицевой страничке, что редакции молодёжных журналов БУМЕРАНГ и МАРУСЯ требуется главный художник, умеющий рисовать в комиксовой стилистике, Комиксолёт вышел за рамки сетевой библиотеки и зародил основы российского комикс-журнализма. Отныне посетителей встречал парад душераздирающих новостей из мира комиксов:
11.09.01. Австралийский фестиваль комиксов Комикфест прошёл в Сиднее 8-9 сентября. Подробности — в корреспонденции из Австралии от Vlad Salatski, специально для Комиксолёта.
14.09.01. С сегодняшнего дня издательская фирма ДЕД МОРОЗ ПРЕСС начала массированную кампанию подготовки общественности к предстоящему запуску своих комикс-журналов.
16.10.01. Журнал о компьютерных играх «Навигатор игрового мира» с октябрьского номера приступил к публикации комикса Даниила Кузьмичёва «Секс, насилие, рок-н-ролл».
Профессиональная информация перекочевала из устного народного творчества в более литературные формы и утратила свойства испорченного телефона. Новостям аккомпанирует постоянно пополняемая рубрика «тексты», собирающая интервью, эссе и вообще любые образцы письменности, относящиеся к жанру. А рубрика «Хронология» стала первой попыткой хоть как-то систематизировать винегрет событий, имевших место в процессе завоевания комиксом необъятных просторов нашей Родины.
Кают-компания
Одним июльским вечером электронный перехват зафиксировал следующую историческую переписку между вебмастером и штурманом:
03.07.2001, 16:47; Jav: Вот… Новый форум
03.07.2001, 16:57; Tzratzk: А точно нельзя всю эту колонку вверх до упора?
03.07.2001, 16:58; Jav: Нельзя
03.07.2001, 17:03; Tzratzk: Там, где на главной форума слева — там-то как раз можно белые оставить. А вот здесь хорошо было бы зеленый. Но если нельзя, то ладно.
Диалог оказался не менее эпохальным, чем гагаринское «Поехали!» Так у комиксной общины появился свой собственный сетевой клуб. А через пару недель началось его активное освоение комиксмэйкерами. Почин положил автор культовой российской манга «Ника». Представившись: «Старческий голосок Богдана сотряс форум», — он ринулся разгребать ворох накопившихся к нему вопросов, выведя форум из состояния виртуального молчания и укрепив в осознании собственной правоты немногочисленных, но стойких сторонников той теории, что Нику рисует умудренный сединами и лысиной старец со вставной челюстью и медалью «Герой Труда» за строительство Беломорканала.
Теперь участие в дискуссиях принимают десятки творцов со всех концов страны и ближнего с дальним зарубежья. Обмен мнениями происходит в самой дружеской и, можно сказать, душевный обстановке. Андрей Аёшин, он же Tzratzk, на правах гостеприимного хозяина стимулирует общение. То тут, то там возникают его короткие, но емкие сообщения: «Богдан! Маша! Ку-ку! Вы где? Следующий обсуждальный сезон начался. Кто его откроет? Пушкин?!» «На Комиксолёте замыслен новый раздел: МАСТЕРСКАЯ! Мэтрам предлагается подумать над наполнением! А именно: поделиться своим опытом поточного производства комиксов, всяким там ноу-хау и прочим обменом информацией». «Грим-Джим, признавая в тебя недюжинного (местами даже великого) комикс-графика, я с ужасом отмечаю, что как при знакомстве с твоими произведениями, так и при прочтении твоих мессаджей, я ни хрена не могу понять! Орфография и контент — ну совершенно ж запредел».
Каждая из публикуемых новинок анонсируется и выкладывается на обсуждение. Через форум можно узнать мнения о представленных работах, отыскать совет по любому вопросу от расценок в издательствах до технологических тонкостей ремесла, или же просто поделиться взглядами на жизнь.
Так случилось, что на сегодняшний день Комиксолёт пока что остается единственной действующей обжитой станцией, на которой могут пересечься все, для кого комикс стал частью жизни. Не удивительно, что его пассажиры преисполнены безмерной благодарностью к экипажу. Но все ее изъявления командованием отвергаются. Предложение Владимира Сахнова за заслуги по продвижению художников всенародно наградить Андрея Аёшина подобающим титулом встретило непреклонный отказ: «Был бы я по гороскопу Лев — согласился бы на титул, был бы Рак — предпочёл бы деньгами… А так как я обычный Близнец, то оно мне вообще всё на фиг не надо».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.