Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua  
 

Колумнисты

 

Место встречи изменить нельзя

Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.

Читать дальше


Хеллбой: 15 лет в строю

Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?

Читать дальше


Поиск собственного стиля

Свой стиль рисунка – это как почерк, ведь по нему художника узнают из десятка, сотни других. Сказать по-правде не всем удается найти свой стиль.

Читать дальше


Потрындым о Главном

Итак, спустя всего год после появления на этом ресурсе моей первой заметки пришло время обновить эту традицию, на написать ещё что-нибудь.

Читать дальше

 

Партнеры

 
 

Умные картинки

 

Сергей Семенов, Эксперт Online

Украинский комикс еще только зарождается. Но уже сейчас понятно, что он тяготеет к европейской школе рисованных историй для умных и образованных читателей.

Средний украинец пока знает о комиксах немного. Самый успешный украинский художник рисованных историй Игорь Баранько намного больше известен во Франции, где он выпускает уже седьмую книгу комиксов, чем у себя дома. И это закономерно. Во французском фильме «Один уходит, другой остается», показанном недавно в наших кинотеатрах, есть одна непривычная для отечественного зрителя сцена. К попавшему в автомобильную аварию молодому интеллектуалу-музыканту приходят в больничную палату папа-профессор, преподающий историю искусств, и младший брат, школьник. После приличествующих случаю слов ободрения подросток достает из школьной сумки объемистую книгу в твердом переплете и предлагает старшему брату, дабы скрасить тоску, почитать вместе. Тот охотно соглашается, а отец с умилением смотрит на склонившихся над книгой сыновей от разных жен. Для этого пятидесятилетнего француза сцена совместного чтения символизирует тихий домашний уют, который ему ближайшие месяцы не светит, поскольку он уже решил развестись со второй женой. Книга же, склеившая на несколько минут осколки личной жизни главного героя фильма, отнюдь не том Стендаля, Пруста или Камю, и даже не детектив. Это — очередной выпуск комиксов или, как принято сейчас говорить в Европе, рисованных историй.

Украинский зритель, мало знакомый с реалиями культурной жизни современных французов, воспринимает эту сцену как драматургический прием: мол, трое мужчин разного возраста, чтобы отвлечься от проблем, решили на какое-то время зайти в тихую гавань безмятежного детства. На самом деле это не совсем так. Действительно, детство почти у каждого француза ассоциируется с комиксами так же прочно, как у нашего соотечественника с букварем. С другой стороны, француз продолжает с не меньшим интересом читать и рассматривать рисованные истории и после того, как выходит из младшего школьного возраста. Это подтверждают данные исследований европейских социологов, говорящие о том, что комиксы сегодня стали самыми популярными книгами во французских семейных библиотеках. Причем — именно книгами. Ведь в Европе рисованные истории, как правило, представляют собой не привычные для украинцев несколько картинок в газете или журнале, а настоящий том в твердом переплете, где на десятках страниц (обычный формат — 48, но может быть и больше) рассказывается одна история. Подчеркиваем, одна, поэтому у европейских комиксов (рисованных историй) есть и другое название — роман в картинках.

Швейцарец Рудольф Тепфер, которого соотечественники называют изобретателем комиксов, еще в середине ХІХ века дал следующее определение рисованных историй как нового вида искусства, считающееся классическим: «Можно излагать истории в главах, строчках, словах: тогда это литература в прямом смысле этого слова. Можно излагать истории в сериях изображенных графически сценок: тогда это литература в картинках». Швейцарцы по сей день остаются такими же преданными поклонниками комиксов, как и французы. Несколько месяцев назад в Киеве прошел Первый Международный фестиваль рисованных историй, комиксов и манга, на котором мастер-класс швейцарского художника открывал посол этой страны в Украине. Он, уже немолодой человек, признался украинской публике, что до сих пор является поклонником рисованных историй. «А в детстве самым главным для меня днем недели был четверг, когда почтальон приносил к нам домой новые выпуски комиксов наших художников», — сказал посол.

К слову, во Франции годовой оборот рынка комиксов превышает 200 миллионов евро, а самые популярные из них опережают в списках бестселлеров даже такие мировые хиты, как книжки о Гарри Поттере.

От комикса — к фильму

Рисованные истории не меньшей, чем в Европе, популярностью пользуются в Северной Америке (здесь их называют комиксами и платят за коллекционные экземпляры десятки и сотни тысяч долларов) и Японии. Там художники создали свою самобытную школу, которая американские и европейские комиксы видоизменила в черно-белые манга, позаимствовавшие динамизм современного кинематографа. При этом манга стали для японцев если не столь же серьезной статьей экспорта, как автомобили или телевизоры, но все же достаточно весомой. Так, даже во Франции с ее, пожалуй, самой сильной в Европе традицией и школой рисованных историй манга начинают доминировать на рынке. Причем так активно, что многие французские художники стали подражать японцам. Конечно, местные издатели пытаются поддерживать художников-соотечественников, оставшихся верными европейской школе. Однако когда французский читатель манга голосует деньгами, то кто же откажется от прибыли, которая сама идет в руки?

Психологи считают: секрет популярности комиксов о супергероях заключается в том, что в самых удачных из них отражаются актуальные образы коллективного бессознательного

Часто европейские и японские рисованные истории становятся основой для создания полнометражных мультипликационных фильмов, а художники комиксов — их режиссерами. Так, к примеру, произошло с создателями культовых японских манга Кацухиро Отома и французских рисованных историй Энки Билалом. Такой переход комиксов и их авторов в новое качество вполне логичен. Он облегчается тем, что большинство комиксов создается сегодня по тому же принципу, что и фильмы. Обычно над рисованной историей работает бригада как минимум из трех человек — сценарист, сам художник и колорист, который должен перенести созданный художником рисунок в цвет. Иногда в коллектив входит больше сотрудников. В США, например, над комиксом работают семь человек, среди которых несколько художников, помогающих автору в прорисовке деталей, фона действия и т.п. Такое детальное разделение труда позаимствовано, скорее всего, из американского кино. При этом в Штатах в отличие от европейцев комиксы чаще всего становятся основой не мультипликационных, а художественных фильмов, нередко собирающих не только самых дорогих, но и самых профессиональных кинорежиссеров и актеров. Достаточно вспомнить, что над экранизациями «Бэтмена», самого популярного комикса всех времен и народов, работали такие режиссеры, как мэтр артхауза Тим Бартон и суперпрофессионал Джоэл Шумахер. А снимались в них не только любимцы публики вроде нынешнего губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера, но и столь серьезные актеры, как Джек Николсон, Мишель Пфайффер, Николь Кидман. Иногда вещи подобного рода происходят и в Европе. Так, одним из самых кассовых фильмов во Франции и в Европе стала экранизация вышедшего рекордными тиражами комикса о приключениях Астерикса и Обеликса, главную роль в котором сыграл прекрасный драматический актер Жерар Депардье.

Комикс глазами психоаналитиков

О том, почему комиксы (и особенно комиксы о супергероях) во многих странах являются едва ли не самым популярным видом искусства, спорят не первый год. В одном спорщики, как правило, едины — это происходит не потому, что комикс, он же рисованная история, он же манга является чем-то вроде «жвачки» для мозгов. Да, простые и ясные сюжеты с хорошо прорисованными, понятными картинками находят читателей в несколько раз больше, чем андерграундные рисованные истории, претендующие на место в истории серьезного современного искусства. Но это общая черта искусства вообще: то же самое происходит в музыке, кинематографе, литературе.

Психологи полагают: секрет популярности комиксов о супергероях заключается в том, что в самых удачных из них отражаются наиболее актуальные образы коллективного бессознательного. Чаще всего они имеют глобальный, не ограниченный национальными рамками характер, хотя случаются и исключения. Бывает, например, что издающийся миллионными тиражами во Франции комикс еле продается в количестве тысячи экземпляров в Швейцарии, и наоборот. Так, по мнению психологов, самый популярный герой комиксов последней четверти века — судья Дредд (украинцы знакомы с киноверсией, где главную роль играет Сильвестр Сталлоне) олицетворяет коллективную бессознательную жажду сильной авторитарной власти. А тема разрушения городов, очень популярная в японских манга, выводится сторонниками психоаналитического толкования комиксов из отголосков застрявшей в национальном коллективном бессознательном картины атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

Однако нельзя говорить о том, что комиксы обязаны своей популярностью только тому, что отражают теневые стороны души читателей. Герои суперпопулярных рисованных историй Супермен, Бэтмен, Чудо-женщина представляют собой противоположность судье Дредду и отвечают другой коллективной бессознательной установке: добро, хотя и с кулаками, должно действовать только во имя добра. Кстати, история появления на свет Чудо-женщины как раз свидетельствует в пользу возможности психоаналитического подхода к рисованным историям. Героиня была придумана во время Второй мировой войны не художником, а профессиональным психологом, который решил, что американским женщинам, эмансипированным войной, нужен адаптированный на современный лад аналог греческих и римских богинь. Он придумал фантастическую амазонку, которая приехала в Штаты бороться за права женщин, и попал в точку. Именно с Чудо-женщины начинается многочисленный ряд вооруженных и полуобнаженных красоток в комиксах и кинофильмах, при помощи силы восстанавливающих справедливость, попранную мужчинами.

От анекдота до Ван Гога

Появятся ли в Украине свои бэтмены и спайдермены? Почти наверняка — нет. Об этом говорят примеры из кинематографа, смежной с комиксами области искусства. Если у нашего зрителя вместо голливудских боевиков или мелодрамы возникает возможность посмотреть азиатское, европейское или российское кино, он выберет второй вариант.

С другой стороны, природа не любит пустоты. И бизнес тоже. Глобальная индустрия комиксов рано или поздно обратит внимание на рынок страны, где проживает почти пятьдесят миллионов человек. Так что вопрос лишь во времени и в том, будут ли шансы у рисованных историй, созданных украинскими художниками, стать столь же популярными в народе, как произведения их зарубежных коллег. Ведь в отличие от той же Франции, где издательским домам, выпускающим комиксы, уже по сорок-пятьдесят лет, в Украине изданием комиксов занимается в основном журнал рисованных историй «К9». И журнальный формат, естественно, ограничивает возможность показать отечественному читателю настоящую современную рисованную историю. Поэтому начинающие украинские художники комиксов, вместо того чтобы приучать себя работать в обычном для Европы формате «романа в картинках», ограничиваются тремя-четырьмя журнальными страницами. В такой размер проще всего укладывается какая-нибудь смешная рисованная история, анекдот, но не более.

Европейские комиксы, которые обычно называют рисованными историями или романами в картинках, — это игра художника со взрослым и образованным читателем

В то же время европейские художники рисуют прежде всего именно романы в картинках. Причем темы некоторых из них, как небо от земли, отличаются от того, что мы привыкли считать комиксами. Так, несколько лет назад в Европе появилась книга, в которой швейцарский художник на десятках рисованных страниц рассказал историю своей жизни с ВИЧ-инфицированной любимой женщиной и ее сыном. Французский автор Жан-Люк Корнетт выпустил книгу ироничных комиксов, рассчитанную не только на взрослого, но и на интеллектуально подготовленного читателя, главными героями которой являются Ван Гог, Гоген и Мунк. Мало того, кадры, повествующие о том или ином художнике, написаны в той же стилевой манере, что и картины героя. Энки Билал, один из самых знаменитых сегодня в Европе создателей рисованных историй, уроженец послевоенного Белграда, работает в стиле фантастической рисованной антиутопии, однако более серьезно интеллектуально и эмоционально нагруженной, чем аналогичные произведения его японских и американских коллег. Тут уже о каком-то прямом попадании в коллективное бессознательное и говорить не приходится. При этом европейские художники используют при рисовании комиксов весь спектр художественных стилей и техник «большого искусства», вплоть до нефигуративного авангарда. Налицо игра художника с читателем, предполагающая взрослого и образованного собеседника.

Вот к такой игре склонны в большинстве своем и украинские художники, работающие над комиксами. Не случайно уже упомянутый Игорь Баранько, прежде чем начать выпускать свои книги комиксов, проходил во Франции школу именно в проектах Энки Билала. Сегодня Баранько уже выпускает свои оригинальные альбомы. Действие последнего из них происходит среди индейцев, но не в реальной Северной Америке, а в той условной стране, которой она стала бы, если бы Колумб не открыл Новый Свет. В некоторых из предыдущих книг комиксов Игоря Баранько действие происходит в современной Украине.

Главный редактор журнала «К9» Алексей Олин считает, что рецепт Баранько — соединение западных мифологий и украинских реалий — вполне перспективен и для других отечественных художников в качестве средства для продвижения на международный рынок комиксов. В том, что он посилен для многих из них, Алексей Олин не сомневается. Олин, член жюри Международного фестиваля рисованных историй во французском Ангулеме, который часто называют «Каннами комиксов», считает, что у наших художников комиксов огромный потенциал. Другое дело, что внутренний рынок пока не может создать условий для его проявления. Во Франции, например, художник, выпустивший книгу комиксов, обычно получает около восьми процентов от розничной стоимости книги без НДС (то есть примерно доллар за каждый проданный экземпляр). А средние тиражи книг комиксов не меньше, чем обычной литературы. В этих условиях популярный европейский художник, выпуская одну-две книги в год, может позволить себе работать исключительно над комиксами. У нас такая ситуация пока нереальна. Рисование комиксов — это хобби, которому украинские художники отдают время, свободное от работы на мультипликационных студиях и в рекламных агентствах. Такое увлечение может превратиться в профессию только тогда, когда внутренний рынок рисованных историй наберет обороты. И предпосылки, по словам Алексея Олина, для этого есть — если изначально тираж «К9» составлял десять тысяч, то сейчас он достиг шестнадцати тысяч и продолжает расти. А в авторский коллектив журнала просятся не только украинские, но и российские, и польские художники. Так что выпуск полноценных украинских романов в картинках — лишь вопрос времени.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.