Комикс.com.ua - всё о комиксах Новости сайта Комикс.com.ua Комикс-сериалы на сайте Комикс.com.ua Статьи о комиксах на сайте Комикс.com.ua Уроки рисования комиксов на сайте Комикс.com.ua Форум о комиксах на сайте Комикс.com.ua  
 

Колумнисты

 

Место встречи изменить нельзя

Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.

Читать дальше


Хеллбой: 15 лет в строю

Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?

Читать дальше


Поиск собственного стиля

Свой стиль рисунка – это как почерк, ведь по нему художника узнают из десятка, сотни других. Сказать по-правде не всем удается найти свой стиль.

Читать дальше


Потрындым о Главном

Итак, спустя всего год после появления на этом ресурсе моей первой заметки пришло время обновить эту традицию, на написать ещё что-нибудь.

Читать дальше

 

Партнеры

 
 

Самиздат — не вариант

 

Вчера состоялось закрытие фестиваля комиксов «КомМиссия». Все достойные награждены, получили подарки, поздравления, аплодисменты и прочие респекты. Но в этой колонке речь пойдет не об этом. Мне хотелось бы остановиться на своей любимой теме «самиздата».

Наверное многие знают, что в рамках фестиваля прошло мероприятие, под названием «Ярмарка самиздата». На него отводилось два дня, в течение которых все желающие могли принести в выставочный центр самоизданные комиксы и без всякой комиссии (ну и тавтология получилась!) попытаться продать книжки посетителям. Была на «ярмарке» в том числе и книжка с комиксами авторов нашего сайта. Сергей Репьев, Владимир Сахнов, Таня Орлова и я объединили усилия и выпустили небольшим тиражом свой собственный сборник, который называется «Трёп за барной стойкой». Забегая вперед, скажу, что итог «ярмарки» оказался разочаровывающим, если не сказать удручающим. Всего было продано около 20 книжек из 100 напечатанных. Но прежде, чем перейти к анализу данного факта, я бы хотел два слова написать о том, как этот сборник готовился, и как печатался. История не очень веселая, поэтому будет для вас скорей руководством, как не нужно выпускать самиздат.

Договорившись предварительно о деталях со всеми авторами сборника, я взял на себя верстку книжки. Печатать в Донецке мне сначала не хотелось, из-за трудностей с последующей передачей тиража в Москву, однако, сопоставив цены, я все-таки взялся напечатать сам. Слишком уж велика была разница по деньгам. С версткой и подготовкой макета у меня проблем не возникло. В прошлом году мы с Сергеем и Володей уже делали совместный самиздат, поэтому определенный опыт по работе с типографией у меня был. Когда макет был готов, я позвонил в заранее выбранную типографию (в прошлом году мы печатали там обложки, и по качеству нареканий не было), и договорился о встрече. Ситуация немного осложнялась тем, что сдать книжку в печать я успевал, но вот забрать готовые сборники я лично не мог — нужно было уезжать, и до отъезда все сделать не успелось. Выход из ситуации был найден простой — я попросил заехать и забрать тираж своего брата.

Я сдал макет в печать и спокойно уехал. То, что я увидел по возвращению, меня сильно расстроило. Яркая обложка получилась на бумаге блеклой, с испорченными цветами. Здесь налицо ошибка, если не сказать криворукость мальчика, который давал задание на печать. С внутренними черно-белыми страницами все получилось еще хуже. Бессовестный печатник зашарашил страницы на допотопном 300-dpiном ризографе, да еще и умудрился установить на нем черновой режим. То ли краску он экономил, то ли руки не оттуда растут. Я склоняюсь ко второму варианту. Напомню, что забирал книжки из типографии не я, поэтому возможности посмотреть в глаза людям, которые гонят такую халтуру мне не удалось. А жаль. Было бы о чем потолковать. В результате деньги на выпуск книжки были потрачены, а результат получился, мягко говоря, не очень. И здесь дело не в том, что я пожадничал и не доплатил, цена за тираж была нормальной, и за эти же деньги можно было напечатать и в другом месте. Дело именно в том, что мне не повезло, и я связался не с теми людьми. Поэтому даю совет всем начинающим самиздатчикам: обязательно оговаривайте все технические детали и нюансы с типографией, требуйте показать примеры отпечатков, сделанных на их оборудовании, обязательно оговаривайте условия, как быть, если типография сделает свою работу не качественно.

Теперь, после этой поучительной истории я вернусь к «Ярмарке самиздата» на «КомМиссии». Думаю, не нужно пояснять всем, кто так или иначе знаком с реалиями отечественного комиксостроения, что рисовать-то у нас рисуют, а вот с изданием как-то не очень. Не интересен комикс покупателю, не интересен он, соответственно, и издателю. Собственно, отчего и возникла тема самиздата в комикс-кругах. Нет издателя? Давайте сами попробуем издаться. Прошедшая «ярмарка» показала, что для зарабатывания денег самиздат — не вариант. Правильно написал в своем блоге Сергей Репьев: «Была очень маленькая кучка фанатов, были друзья художников, которым неудобно было не раскошелиться, была толпа художников, которым удобно было не раскошелиться, и были посетители выставки, которым до самиздата было как зайцу до станкового пулемёта». Как говорил один майор у нас на «военке»: «Абсолютно в дырочку». Самиздат стоит дорого, зачастую не очень здорово издан, поэтому интереса для широких масс он не представляет. Фанаты и друзья — вот практически и весь круг покупателей.

Что же делать? Много думав по этому поводу, я пришел к мысли, что для выпуска собственных комиксов нужно организовать свое издательство. Сегодня, прямо в тему, на форуме «Комиксолета» появилась новость от Евгения Жилинского о том, что он выпустил свою книжку с комиксами. При этом он упомянул, что для этого они открыли свое издательство. Это ключевой момент. На одном издании своих (или чужих) комиксов денег не сделаешь. Нужно издательство, которое издает что-то прибыльное, пусть даже анекдоты на туалетной бумаге. А доход, который идет от прибыльных тиражей, частично покрывает затраты и убытки (они обязательно будут!) от издания комиксов. Про это даже французский издатель Лоран Гальмо во время одного из прошлых визитов в Москву говорил. Запуская новую неизвестную комикс-серию, она идет в убыток. На первых порах эти убытки покрывают другие успешные серии. Дальше, либо серия становится популярной и начинает приносить деньги, либо менеджер, который взялся за нее получает нагоняй, вплоть до увольнения, а сама серия закрывается.

По моему мнению, так должно быть и в наших условиях, просто с небольшим перекосом, завязанным на специфику местного рынка (которого нет, на самом деле). То есть, издается, например, прибыльный Акунин, и на доходы от него выпускаются убыточные комиксы, с надеждой на то, что люди начнут это покупать. Естественно, что для такого шага нужно хотеть, чтобы комикс-индустрия у нас сформировалась, и на это не жалко потратить денег. Сомневаюсь, что существующие издатели этого хотят. Выход один — самому делать издательство, издавать ходовую литературу и потихоньку пробовать в убыток делать комиксы. В чем ошибка издательства «Нитусов», у которого, насколько я понимаю, финансовые дела идут не слишком хорошо? Изначально «Нитусов» задумывалось и создавалось, как чисто комиксное издательство. То есть у него априори не было каких-то выгодных и заведомо прибыльных серий, таких себе «верняков», которые могли бы тянуть непопулярные, но хорошо и дорого изданные альбомы. Комиксы не пошли, и издательству сразу стало трудно. Такое мое мнение. Буду рад, если данная колонка породит дискуссию по вопросу издания комиксов в Украине и России. С удовольствием приму в ней участие.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.