Вот уже несколько лет на нашем форуме то и дело появляются идеи о проведении собственного украинского фестиваля комиксов. В 2005 году усилиями Лёши Олина такой фестиваль состоялся, однако труда он стоил такого, что Алексей, наверное, больше брать на себя подобную ношу в жизни не захочет.
Очень долго собирался написать о Хеллбое (Hellboy), но все никак руки не доходили. Персонаж уникален, а комиксы о нем издаются уже 15 лет. Издано много, франшиза разрослась и Хеллбой где только не появляется. И в комиксах, и в кино, и в мультфильмах. Кто такой этот Парень из пекла?
Много пишется и говорится о том, что цвет в комиксах нужно отделять от графики, как зерна от плевел, а церковь от государства. Мало пишется и говорится почему. Усложненность производства встречает недоумение. Казалось бы, все неудобства налицо. Нужно делать дубликат графики на отдельном листе, красить его по интуиции, а главное не иметь возможности оценивать результат по ходу работы. Что же заставляет издателей усложнять художникам их и без того нелегкую жизнь? Ответ дает наглядный пример.
Адаптация «Мастера и Маргариты» с графикой Аскольда Акишина планировалась быть в цвете, и я раскрасил на пробу первые десять полос.
Цвет делался отдельно, но попытаемся представить, что бы стало, если бы красился сам оригинал.
Photoshop позволяет воссоздать на экране основные этапы процесса допечатной подготовки и его конечный результат. На иллюстрации уже раскрашенная первая страница комикса. Какие вехи ей предстояли бы на пути к читателям?
Часть 2. Цветоотделение.
Оригинал переснимается и раскладывается на четыре типографских цвета:
Cyan
Magenta
Yellow
Key
голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow) и ключевой (Key), т. е. черный, образующих цветовое пространство, названное их аббревиатурой CMYK.
Голубого, пурпурного и желтого, в принципе, достаточно, чтобы худо-бедно имитировать на бумаге колористическую пестроту окружающего мира. Все серые оттенки, включая черный, вполне можно воспроизвести смешением равных количеств остальных трех красок. Но черный в цветной полиграфии все равно жизненно необходим в силу его цементирующего начала. Отсюда и название «ключевой».
Рекомендуется обратить внимание на то, что абсолютно вся Аскольдова графика (линии, штриховки, пятна) присутствует не только на черной форме, но и на остальных трех. При цветоделении раскрашенного «вживую» оригинала практически не существует алгоритмов и настроек, позволяющих выделить работу прорисовщика в туши единственно в черный слой, а работу колориста в него же и во все остальные.
Часть 3. Растрирование.
Многокрасочность отпечатанных изображений обман зрения, собравшего воедино упорядоченную комбинацию тесно соседствующих точек. Решетообразный парад точек разной величины на каждой из печатных форм способен имитировать градацию от белого к стопроцентно насыщенному тонам. Наложенные друг на друга растрированные под разными углами тона имитируют цвет.
Обратим внимание на кадр с фрагментом формы для черной краски.
После растрирования вся Аскольдова графика подверглась коррозии. Линии комиксмэйкера, прославившегося своей твердой рукой и нисколько не страдающего пляской Святого Вита, обретают ступенчатую структуру. Четкость контуров пропала, участки со штриховкой размылись и утратили свою каллиграфическую простоту. Далее страничку ожидает печать.
Часть 4. Печать.
На предыдущей странице мы имели возможность наблюдать результат идеального совмещения цветовых форм. У читателей такой возможности не будет. При всем многообразии типографских технологий, сдвиг форм по отношению друг к другу при печати неизбежен. Минимальный ли при качественной и дорогой полиграфии, или же различимый невооруженным глазом на высокоскоростных газетных машинах, но он произойдет.
На вышеприведённом фрагменте смоделированы последствия сдвига. Наиболее трагичны они для прорисовщика в туши (особенно - на участках с плотной штриховкой).
Итак, при цветоделении графика (линии, штриховки, пятна) продублировалась на каждую из цветовых форм. При растрировании она утратила четкость. После печати, она, скопированная во все формы и растрированная, расползлась по сторонам. Раскрашенная вживую картинка, пройдя три неминуемых круга полиграфии, явила собой плачевное зрелище.
Единственная панацея
Ей стало раздельное приготовление цвета и графики.
При всем обилии практикуемых методов, задача перед ними одна обеспечить максимально качественную передачу черно-белого оригинала в печати и заставить цвет служить ему лишь во благо, а не во вред. Внедрение компьютера в полиграфическое ремесло ничего в этом не изменило, а просто обогатило число возможных решений. Учитывая, что основной ущерб графике идет из-за вовлечения ее в процесс цветоделения и растрирования, напрашивается единственный выход: графика переносится на форму для черной краски без всякого растрирования, а разделение на типографские цвета и растрирование задействует только раскраску. Поскольку цвет к «Мастеру» на самом деле делался отдельно, то перипетии с ним по пути в тираж также нетрудно смодулировать. В предлагаемой возможной раскладке он цветоделен с нулевой генерацией черного и присутствует только на голубом, пурпурном и желтом слоях.
Последующие типографские передряги могут утрировать цветопередачу, сдвинуть формы по отношению друг к другу, но четкие контуры черного, наложенные на последнем прогоне, нивелируют негативное восприятие цветовых огрехов для глаз.
Часть 5. Покраска комикса вручную.
Чтобы добиться оптимального изображения в печати, европейские и американские издательства уже полвека практикуют раздельное производство графики и цвета для комикса. В Европе по сей день популярна рукотворная раскраска. Ее технология проста.
На листе с рисунком в туши ставятся кресты для точного совмещения форм и делаются две копии в печатный размер.
Копия А черно-белая. С нее будет изготовлена нерастрированная форма для черной краски. Копия В -т. н. blueprint. Копия В печатается на качественной художественной бумаге. На ней производится вся колористическая работа в любой технике: акварель, карандаш, акрил, гуашь, темпера. Голубые контуры служат для колориста ориентиром.
Результат покраски поступает на цветоделение. Полученные после него растрированные пленки совмещаются по крестам с ч/б графикой и текстом на монтаже.
Часть 6. Цифровая раскраска (этапы 1 и 2).
В американском комиксе долгие годы практиковалось ручное цветоделение. Функции колориста сводились к производству цветовых гидов для сепараторов. Инструментами сепаратора были не кисть и краски, а скальпель и растрированные «летратона» (letratones). Компьютер вытеснил эту технологию, как устаревшую и трудоемкую.
При всем многообразии возможных методов, электронную раскраску можно свести к четырем этапам:
1. С графики в туши делается электронная копия А в печатный размер, 600 dpi, ч/б, TIF.
2. С файла А делается копия В с в два раза меньшим разрешением (300 dpi), и с тем же размером, сохраняется в PSD, и готовится цвет.
На дубликате В ведется вся раскраска, которая при печати ляжет под ч/б графику. Раскраска может производиться как в системе CMYK, так и в системе RGB (в зависимости от предпочтений колориста).
В Adobe Photoshop работу с несколькими слоями поддерживает формат PSD. Файл В в PSD сохраняется, как рабочая копия цвета и для возможных дальнейших корректировок.
При раскраске в CMYK колористу необходимо избегать цветов с большим процентным содержанием черного (чревато грязью), и цветов выходящих за предельное общее количество красок (total ink limit). Второе условие это требование типографий.
Предельное общее количество красок варьируется в зависимости от типа бумаги примерно от 250% до 300%. Лучше не превышать 250%.
Раскраска, созданная в системе RGB, потребует цветоделения (адекватного перевода в CMYK). При работе нужно следить, чтобы границы заливок под черным контуром всегда шли по середине линии контура. Это называется цветовой ловушкой (trapping) и предохраняет от неплотного прилегания цвета к ограничивающим его черным контурам после печати (или выползания из под них).
Часть 7. Цифровая раскраска (этапы 3 и 4).
3. Когда раскраска готова, из редакционной копии в (PSD) готовится файл с в формате TIF, который станет источником для производства красочных форм.
Если раскраска велась в системе RGB, то предстоит еще и цветоделение. Если раскраска велась в CMYK, то цифровая камера-реди цвета готовится просто:
Основные вопросы, как правило, вызывает необходимость подложки. Монотонная подложка под черную графику А на файле с цветом С полезная вещь. Она гарантирует в печати насыщенный равномерный черный цвет. В том числе и этой подкладкой объясняется тот факт, что лицензионные комиксы имеют пристойный внешний вид даже при неважной полиграфии. Технология ее производства такова:
- на слое с ч/б графикой выделяется весь черный цвет, затем выделение сжимается на несколько пиксел (3-4 пикселы т. н. цветовая ловушка).
- создается еще один слой и заливается по контуру выделения цветом, значение которого в CMYK Cyan 60%, Magenta 40%, Yellow 40%.
- когда подложка под ч/б готова, копия файла, без слоя с черной графикой, сохраняется в формате TIF для засылки в верстку.
4. Файл А с ч/б графикой накладывается на файл С с цветом в программе верстки (QuarkXPress или Adobe Pagemaker).
В QuarkXPress для файла А задаются опции: «No background color; вывод на печать -overprint», Для файла С: «background color -white; knockout». В PageMaker для А назначается цвет «black overprint».
Установка overprint гарантирует, что при печати пленок для красочных форм, на пленки с файла С попадет вся информация о раскраске, включая цветовые ловушки под графику и рассчитанную на насыщение черного цвета подложку.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.